Поговорим про Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме. Она считается самой большой мечетью священного города для трёх авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама.
Однако сунниты считают Иерусалим своим третьим священным городом после Мекки и Медины.
Прочитав статью, вы узнаете историю мечети Аль-Акса, а также про споры вокруг неё между иудеями и мусульманами, а также суннитами и шиитами.
1. Общая информация о мечети Аль-Акса
Общая информация о мечети Аль-Акса следующая. Она расположена в столице Израиля, городе Иерусалиме, а точнее в его старой части. Это место знакомо всем, как Храмовая гора, где находится знаменитая «Стена плача». Читайте об этом месте здесь:
Читать статью: «Священные места иудаизма в Иерусалиме»
Вся площадь, где расположена мечеть Аль-Акса, в общей сложности составляет 14 гектаров, с другими более мелкими сакральными сооружениями, садами и фонтанами.
В 200 метрах севернее мечети Оль-Акса находится золотой Купол Скалы, который считается также святыней. Весь комплекс имеет название «Харам эш-Шариф».
На русский язык это название переводится, «Благородное святилище», которое вмещает сотни тысяч верующих.
2. Как строилась мечеть Аль-Акса в Иерусалиме?
Заметим сразу, что название «Аль-Акса» упоминается в Коране. Согласно одной суры Мухаммед отправился из священного места культа в Мекке (Саудовская Аравия) в далекое место культа в «Иерусалим». Объективности ради, в годы жизни пророка Махаммеда (570 — 632 годы) мечети Аль-Акса ещё не существовало.
Первую мечеть на нынешней площади Аль-Аксы халиф Умар ибн аль-Чаттаб построил в 638 году из дерева. Его преемник, халиф Абд аль-Малик, завершил строительство скального собора в 692 году, построил первую каменную мечеть Аль-Акса.
Первая каменная мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, согласно египетским писаниям, была завершена в 717 году.
Когда в 1099 году Иерусалим был захвачен крестоносцами, то здание мечети было превращено в королевский дворец и расширено. В 1187 году мечеть Аль-Акса вернула своё былое предназначение в результате завоевания города Саладином.
Саладин пожертвовал мечети роскошное украшение михраба (молитвенной ниши, обращенной на Каабу) и минбара (амвона), украшенного великолепными инкрустациями из кедра.
Мечеть стала свидетелем бурного 20-го века. Король Иордании Абдалла был убит перед Аль-Аксой в 1951 году. Сумасшедший австралийский турист, страдающий «иерусалимским синдромом», поджёг мечеть в 1969 году, уничтожив красивую деревянную кафедру 12-го века.
В соответствии с мирным договором 1994 года с Израилем Иордания является хранителем мусульманских святынь в Иерусалиме.
Отметим, что Мечеть Аль-Акса более важна для мусульман, чем Купол Скалы, расположенный также на Храмовой горе.
Согласно исламской традиции, Скала (Аль-Сахра) в середине здания была местом, откуда Мухаммед вознесся на небо после своего чудесного ночного путешествия из Мекки в Иерусалим на крылатом коне Аль-Бураке.
3. Споры вокруг мечети Аль-Акса
Между суннитами и шиитами развернулись споры о том, что считать третьим священным местом ислама. Сунниты утверждают, что этим местом является иерусалимская мечеть Аль-Акса. Шииты же считают, что этим местом является Наджаф в Ираке.
Имеется мнение, что «сунниты подправили коран» после того, как омейядам из Дамаска было запрещено помещать Мекку. Для них таким священным местом стал Иерусалим. Эти мнения подтверждаются публикациями оригинальных источников, которые имеются в открытом доступе.
Однако споры ведутся также и между иудеями и мусульманами. Израильтяне после победы в шестидневной войне (1967 год) захотели построить в этом месте синагогу, мусульмане стали чинить им препятствия.
Евреи верят, что комплекс Храмовой голы является самым святым местом в иудаизме. Религиозные евреи молятся, чтобы в один прекрасный день был построен Третий Храм. Это место настолько свято, что многие евреи традиционно воздерживаются от молитвы на вершине холма. Отношение среди некоторых ортодоксальных евреев другое. Они хотят свободно молиться там и выступают за снос мусульманской святыни.
На этом месте часто вспыхивают столкновения между евреями и мусульманами (израильтянами и палестинцами). Напряженность возросла с увеличением числа евреев, прибывающих для молитвы на Храмовую гору.
Евреи надеются вернуть себе те места, откуда они были изгнаны почти 2000 лет назад. В библейские времена на Храмовой горе стоял храм Соломона. Согласно пророчествам, «Мессия снова будет ходить по земле и править всем миром – в храме Соломона в Иерусалиме».
- Вот такую историю имеет Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме (Израиль)!
- Читать статью: «Великая мечеть Кайруана в Тунисе»
- Священные места ислама в Мекке и Медине
Уважаемые читатели! Пишите комментарии! Читайте про «святыни разных религий» на страницах сайта «Мир увлечений»!
Уникальность мечети Аль-Акса в Иерусалиме
Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме находится на Храмовой горе и по значимости для мусульман является третьей после мечетей в Мекке и Медине.
За свою историю она была неоднократно перестроена и даже использовалась крестоносцами в качестве главного штаба рыцарского ордена, а сегодня вместе с районом Харам-аль-Шариф охраняется ЮНЕСКО.
Узнайте все самое важное и интересное о легендарной достопримечательности города трех религий из нашего нового обзора.
Аль-Акса (или «Отдаленная мечеть») — одна из древнейших в мусульманском мире. До Мекки именно она выступала точкой ориентира при совершении намаза, что служит подтверждением ее исключительного значения для исламской веры.
До сооружения святыни в непосредственной близости от места постройки находилась христианская базилика, возведенная по приказу римского императора Юстиниана. Церковь «Неа» («новая» в переводе) посвящалась Деве Марии и была освящена в 543 г. н. э. Однако вскоре после захвата Иерусалима арабами в 638 г.
она была разрушена, а на ее месте в 705 г. и возвели Аль-Аксу. Археологические и архитектурные исследования указывают на то, что при строительстве использовались отдельные элементы разрушенной базилики, что не является редкостью.
Так, например, Айя-София — целиком христианский храм, который был задействован мусульманами в качестве мечети.
Впрочем, мечети не удалось простоять долго. В 746 г. она была разрушена землетрясением, через 10 лет вновь отстроена. Следующее масштабное землетрясение произошло спустя почти три столетия и снова уничтожило Аль-Аксу. В 1035 г. святыня вновь была восстановлена, но уже в другом виде, который можно наблюдать и сегодня.
Приход крестоносцев в Иерусалим стал началом нового этапа истории для здания. Часть его превратили в христианскую церковь, также здесь размещалась штаб-квартира рыцарей-тамплиеров. Подвалы мечети использовались в качестве конюшен для боевых лошадей. Позднее, после отвоевания Иерусалима, Саладин вернул мечети ее славу и статус святыни.
Владычество турок (XVI век) не ознаменовалось ни одной реконструкцией или ремонтом мечети, однако османы сделали немало для расширения и облагораживания святыни.
Так, были построены фонтан и бассейн, возведены дополнительные купола. Восстановительные же работы были произведены лишь в 1816 г.
пашой Сулейманом аль-Адилом — современники указывают на то, что к этому времени здание уже находилось в плачевном состоянии.
Таким образом, за все время своего существования здание многократно перестраивалось, что повлияло на его внешний вид. Тем не менее сегодня мы можем видеть сооружение, максимально приближенное к постройке XI века.
К слову, очень многие туристы путают это здание с другим — Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы): обе святыни стоят рядом и включены в один и тот же комплекс.
И все же для знающего человека отличить их очень легко: Аль-Акса не обладает позолоченным куполом — он покрыт листами свинца. Кроме того, вопреки привычным представлениям, у нее всего один минарет.
Таким образом, внешний вид святыни не скажет несведущему ничего о ее значении для мусульман — хотя на самом деле оно огромно.
Мечеть возведена в традиционном раннеисламском стиле, однако отличительной ее особенностью является наличие лишь одного минарета.
Да и в целом по своему внешнему виду она гораздо ближе к византийским христианским храмам.
Все дело в том, что в момент постройки архитектурные исламские каноны еще не сформировались до конца — в частности, традиционного числа минаретов (четыре) могло и не возводиться.
Внутренние помещения Аль-Аксы — это 7 галерей: большая центральная, к которой примыкают по 3 галереи с каждой стороны. Внутреннее убранство впечатляет благодаря сочетанию зон отделки.
Именно поэтому немусульмане чаще всего ограничиваются знакомством с Аль-Аксой снаружи. Те же, кто в состоянии пройти проверку, могут увидеть интерьер мечети. Нижняя часть стен облицована искусно выполненной мозаикой, а верхняя — декорирована белым мрамором. Кроме того, подавляющее большинство всей утвари выполнено из чистого золота, что тоже выглядит весьма впечатляюще.
Купол также довольно внушителен — порядка 17 м в высоту, а его внутренняя поверхность выложена традиционной мозаикой. Аль-Акса — сакральное место, которое мало вписывается в концепцию роскошных мечетей, построенных, скажем, в Арабских Эмиратах. Это однозначно место веры, которое стоит посетить всем, кто имеет отношение к исламской религии.
Как добраться ?
Харам-аль-Шариф (тот самый комплекс, частью которого является Аль-Акса) расположена на Храмовой горе. Она, как известно, является святыней как для мусульман, так и для иудеев — и вход на нее возможен только через Магрибские ворота. Для этого предписаны только определенные часы, указанные ниже ниже.
До святыни легко добраться на общественном транспорте — до мечети ходят автобусные маршруты №№ 1, 3, 3К, 5, 43, 51, 76. Остановка находится в непосредственной близости от Аль-Аксы.
Планируйте приезд за 1–1,5 часа — скорее всего, придется стоять в очереди.
Перед входом обязательно снимается обувь, внутри лицам противоположного пола запрещается прикасаться друг к другу, даже если речь идет о супругах.
Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме на карте
Мечеть Аль-Акса сквозь века. Часть 2
В первой части данной статьи мы говорили о ранней истории третьей Исламской святыни: мечети аль-Акса.
Ислам сыграл важную роль в истории Харама аль-Шариф, превратившегося в ранние исламские века из римско-византийской свалки в скромную мечеть, построенную Умаром, а затем ставшего во времена Омейядов гигантским комплексом, коронованным великолепным Куполом Скалы. Также мы затронули приход к власти Фатимидов в 900-ые года, заменивших ортодоксальный ислам на экстремистский исмаилизм и фатимидскую пропаганду.
Во второй части статьи мы рассмотрим пришествие в Иерусалим крестоносцев, влияние этого события на мечеть, а также дальнейшую историю мечети в периоды Мамлюков и Османов.
Крестоносцы
В 1095-ом году византийский император Алексий обратился к Папе Римскому Урбану II за помощью в его нескончаемой войне против турков-сельджуков на анатолийском полуострове. Ответом Папы стал Первый крестовый поход, целью которого была не победа над турками-сельджуками, а завоевание Иерусалима и установление католического королевства на Святой земле.
В 1100-х годах крестоносцы использовали мечеть аль-Акса в качестве королевской резиденции.
Несмотря на то, что Иерусалим находился в самом центре Исламского мира, он оставался уязвимым для крестоносцев. Ведь на ту пору среди мусульманских правителей и полководцев властвовала разобщенность. Когда крестоносцы направились в сторону Иерусалима, множество городов отказались воевать с крестоносцами и позволили им продолжить свой путь в сторону священного города.
В 1099-ом году крестоносцы достигли Иерусалима, который был не так давно отбит у Фатимидов сельджуками. Из-за продолжавшейся войны между сельджуками и Фатимидами, ни одна из этих сторон не была в состоянии отстаивать город, и 15 июля 1099-го года крестоносцы пробили стены города и вошли в Иерусалим.
Вторжение крестоносцев в город стало одним из самых трагических событий, случившихся за всю историю мечети аль-Акса.
Поскольку крестоносцы ясно дали понять, что не намерены брать пленников, большая часть мусульманского населения бежала в мечети в поисках укрытия и безопасности.
Вне зависимости от святости мест их укрытия, крестоносцы были настроены свести счеты со всеми мусульманами в городе. Они вошли в мечеть с занесенными оружиями и единственной целью – убить каждого мусульманина, находившегося там.
В этой резне в стенах мечети были убиты тысячи мусульман. Для крестоносцев это было необходимым ритуалом очищения святилища. И впоследствии многие из них станут писать об этой резне с нескрываемой гордостью и восторгом, а один даже писал о том, «как восхитительно было видеть крестоносцев в мечети по колено в крови». Для мусульман это стало страшнейшей трагедией за всю историю аль-Аксы.
Вид Харама аш-Шариф сверху. Купол Скалы находится в центре изображения, а сама мечеть аль-Акса – на переднем плане (с серебряным куполом).
Крестоносцам уничтожение мусульман Иерусалима позволило начать трансформацию всего комплекса Харам по собственному усмотрению. Первый правитель Иерусалимского королевства Годфри сделал мечеть аль-Акса своей резиденцией.
Интерьер мечети был полностью изменен в результате ремонта, и мечеть превратилась во дворец с новыми внутренними стенами, комнатами и садами. Конечно же, все признаки исламского прошлого мечети были уничтожены.
Каллиграфия в мечети была закрашена, молитвенные коврики выброшены, а михраб (молитвенную нишу) замуровали кирпичами.
Что касается Купола Скалы, который находился в нескольких сотнях метров к северу, то крестоносцы и ее решили использовать в собственных целях. Их познания в истории этого здания были слабыми, а некоторые из них даже считали его оригинальным храмом, построенным Соломоном (пророком Сулейманом, мир ему) в древние времена.
Но как бы то ни было, они все же превратили здание Купола Скалы в церковь, ставшую известной как храм Господа. Как и в мечети аль-Акса, вся исламская каллиграфия в здании Купола вместе со всеми прочими признаками исламского прошлого была закрашена.
Скалистая поверхность под куполом была покрыта мрамором, и на этом месте был возведен молитвенный алтарь.
С тех пор мусульманам официально был запрещен вход в город и общественные молитвы в мечети не проводились. Есть считанные примеры мусульманских дипломатов, которым во время визита в Иерусалим было разрешено молиться в ней индивидуально, но примеров этих очень мало, и между ними проходили довольно большие промежутки времени.
Салахаддин и Мамлюки
В 1180-х годах курдскому султану Салахаддину аль-Аюби удалось объединить различные враждующие мусульманские государства, окружавшие Иерусалим.
Собрав единую мусульманскую армию, он сумел освободить Иерусалим от крестоносцев в 1187-ом году. И в отличие от крестоносцев, пришедших 88 лет назад, Салахаддин не допускал убийства мирных граждан или массовую резню сдавшихся в плен солдат.
Тем не менее, он выдворил крестоносцев из города и вернул мусульманам контроль над Харамом.
Так выглядел минбар Салахаддина аль-Аюби до того, как был уничтожен в 1967-ом году.
Салахаддин аль-Аюби пообещал очистить мечеть аль-Акса в течение первой же недели после освобождения города, к следующей пятничной молитве.
Следуя примеру второго халифа Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, Салахаддин наряду со своими солдатами и подчиненными очищал мечеть своими руками. Постройки крестоносцев в здании мечети были снесены.
Мебель и ванные комнаты крестоносцев были вынесены из мечети, и Салахаддин лично обливал их розовой водой с целью дезинфекции. Замурованный крестоносцами михраб был снова раскрыт и очищен вместе с очищением закрашенной ими же каллиграфии.
Салахаддин даже привез с собой минбар, который изготавливали в Дамаске в рамках подготовки к освобождению Иерусалима. Кроме того, вокруг одной только мечети Салахаддин основал множество образовательных учреждений, расположив их на территории Харама, чтобы вернуть городу Исламский характер.
Вскоре после мусульманского завоевания города крестоносцами был начат новый крестовый поход, но на этот раз Салахаддин был в состоянии отразить их атаки.
После его смерти в 1193-ем году его потомки, основавшие династию Аюбидов, продолжали править Иерусалимом и защищать его от периодических нападений крестоносцев.
В конце 1200-х и начале 1300-х годов династия Аюбидов постепенно уступила власть новому Султанату Мамлюков Египта, которым управляли тюркские солдаты, пришедшие к власти в Каире.
Во время правления Султаната мамлюков страсть Европы к крестовым походам понемногу угасает и Иерусалим, наконец, обретает некоторый покой.
Таким образом, у мамлюков появилась возможность сделать упор на строительство исламских зданий в городе, в частности, вокруг Харама. Крыльцо с новыми колоннами было построено на западной стороне Харама, граничащей с рынком города.
Сам Купол Скалы был отремонтирован и на территории Харама были построены фонтаны и купола для прихожан и паломников.
Множество школ исламского права было построено на границах Харама. Ученые считали особой честью и благословением посетить город и иметь возможность получить исламское образование в мечети аль-Акса и в Куполе Скалы, которое высоко ценилось среди мусульман того времени.
Мусульмане из Северной Африки, Персии и даже из таких далеких земель, как Индия и Китай, собирались в мечети для поклонения и обучения.
Один из ученых 1300-х годов – Ибн Теймия, даже писал короткий трактат о пользе посещения мечети аль-Акса, об этикете и молитвенной практике мусульман тех мест.
Османы
Купол Скалы был реконструирован султаном Сулейманом Кануни в 1500-х годах. Облицовка, выполненная в те времена, и по сей день украшает экстерьер здания.
Согласно теории Ибн Халдуна, крупным империям суждено испытывать расцвет и упадок каждые несколько сотен лет. И мамлюки тут не стали исключением.
К началу 1500-х годов новой мега-мощной силой исламского мира стала Османская империя, основанная в исторической части города Стамбула.
В 1513-ом году Османский султан Селим I выступил с войной против мамлюков, и когда в 1516-ом году он подошел со своим войском к стенам Иерусалима, местное управление мирно передало султану ключи города.
Став частью самой мощной империи 1500-х годов, Иерусалим пережил еще один всплеск. Город был назначен столицей Иерусалимского санджака, – нового административного округа Сирийской провинции. Османы отправили в Иерусалим губернаторов, солдат и администраторов для помощи в управлении городом.
Для мечети контроль Османской империи означал новую эру реконструкции и благоустройства. Сын султана Селима, – Сулейман аль-Кануни, пришел к власти в 1520-ом году, и во время его правления превосходным образом был отремонтирован весь Купол Скалы.
Экстерьер здания был весь покрыт мрамором, цветными изразцами и великолепной каллиграфией. Стихи из 36-ой главы Священного Корана (Сура Ясин) украшали верхнюю часть стен, которые можно увидеть там и по сей день.
Сулейман также приказал построить фонтан у главного входа в мечеть аль-Акса, который до сих пор используется верующими для совершения вуду (ритуального омовения).
Что же касается города, то султан Сулейман приказал главному архитектору империи – Мимару Синану, восстановить стены вокруг города, которые также сохранились до наших дней.
Англичане и израильтяне
На протяжении веков под Османским правлением Иерусалим и мечеть аль-Акса сохраняли здоровый статус-кво.
В то время как в административной власти города были мусульмане, евреи и христиане получили религиозную свободу в соответствии с законом Османского государства, – исламским законом.
Этот баланс много позже был нарушен появлением сионистского движения в Европе, главной целью которого было превращение Иерусалима и его окрестностей в отдельное исключительно еврейское государство.
Когда их просьбы о разрешении на это были отклонены султаном Абдулхамидом II в конце 1800-х, сионисты обратились за помощью в Первой мировой войне к британцам.
Османы вступили в войну против англичан в 1914-ом году, а с 1915-го по 1918-ый года британцы стали быстро продвигаться через Синайский полуостров и Палестину. В 1917-ом году британцы захватили город Иерусалим. Впервые со времен крестовых походов город оказался в руках немусульман.
Однако, в отличие от крестовых походов, резни за захватом не последовало. Мусульманской общине было разрешено продолжать свой контроль над Харамом, пусть и под британским надзором.
Для сионистов британский контроль над Иерусалимом означал увеличение еврейской иммиграции из Европы. Сотни тысяч евреев эмигрировали в Палестину, расселяясь, в большинстве своем, в Иерусалиме.
Далее, в 1948-ом году, Британия покинула Палестину, и у евреев появилась возможность обосновать свое государство под названием Израиль, и затем в последовавших войнах они захватили большую часть Палестины.
Однако, половина Иерусалима, в том числе и мечеть аль-Акса и Купол Скалы, избежали израильского контроля, и Восточный Иерусалим и Харам аль-Шариф оказались во владениях соседней Иордании.
7 июня 1967-го года на третий день Шестидневной войны израильские войска сумели завоевать Иерусалим наряду с остальной частью Западного берега благодаря массовому выводу своих войск Иорданским правительством. Израильские войска с относительной легкостью вошли в Харам, и над Куполом Скалы поднялся израильский флаг.
Для мусульман это была эпическая катастрофа, ставшая поворотным пунктом в истории мечети. Вдобавок к существующей напряженности, в 1967-ом году мечеть серьезно пострадала от пожара, устроенного австралийскими экстремистами, в надежде, что разрушение мечети проложит путь для второго пришествия Иисуса.
Большая часть древней каллиграфии была разрушена, наряду с минбаром Салахаддина.
С начала израильской оккупации города вход любого мусульманина в Иерусалим строго контролируется. Даже сегодня большинству мусульман не из Иерусалима запрещено входить в Иерусалим и молиться в мечети аль-Акса.
Мусульманами контролируется вакф (религиозный фонд, управляющий территорией Харама), однако, вход в Харам контролируется израильской полицией, которая оставляет за собой право запрещать въезд мусульманам безо всяких объяснений.
Как было всегда на протяжении всей ее долгой истории, мечеть аль-Акса и в наши дни оказалась в центре мусульманской жизни Иерусалима и напряженных конфликтных отношений нескольких сторон. С учетом израильской оккупации, разделения и распрей внутри мусульманского мира, будущее мечети аль-Акса снова оказалось неопределенным.
Библиография:
- Карен Армстронг (Armstrong, Karen), «Иерусалим: один город, три веры» (Jerusalem: One City, Three Faiths), Нью-Йорк: Alfred A. Knopf, 1996 г. Печать;
- Симон Себа Монтефиоре (Montefiore, Simon Sebag), «Иерусалим: биография» (Jerusalem: The Biography), Нью-Йорк: Vintage Books, 2011 г. Печать.
Мечеть Аль-Акса
Это – название города, в котором расположены священные мечети Аль-Акса и Кубату-Сахра («Дальняя мечеть» и мечеть «Купол скалы» в Иерусалиме – ред.). Один из известных писателей Насер Хосров назвал причиной святости этого города наличие в нем могил таких великих пророков как его светлость Давид и его светлость Иосиф (мир им).
В этом городе можно также увидеть следы некоторых других Божьих пророков, к примеру его светлости Ибрахима (Авраама), его светлости Суляймана (Соломона), его светлости Якуба (Йакова), алтарь его светлости Закарии и колыбель его светлости Иисуса (мир им). И, наконец, в силу того, что ночное вознесение пророка ислама его светлости Мухаммада (мир ему и благословение) произошло именно в этом месте – в этом городе, оно считается священным для более, чем полуторамиллиарда мусульман.
Мечеть Аль-Акса была первой киблой мусульман мира, и мусульмане в начальный период ислама более 14 лет совершали намаз в сторону этого священного места.
Слово «акса» означает «дальний». Мечеть Аль-Акса была названа так по той причине, что указывает на расстояние между ней и Масджид аль-Харам – Заповедной мечетью, находящейся в Мекке.
В повествованиях об истории мечети Аль-Акса говорится: «Мечеть Аль-Акса высится на Храмовой горе, расположенной в Байтульмукаддасе. Она была сооружена его светлостью Суляйманом (Соломоном). Во время строительства мечети были использованы архитектурные тонкости и нюансы того времени.
Впоследствии мечеть была разрушена вавилонским царем Бухтунасром (Навуходоносор). И несмотря на то, что, согласно историческим источникам, здание мечети впоследствии было реконструировано, однако оно уже не было восстановлено в ее изначальную форму с точки зрения архитектуры.
История свидетельствует о том, что этот скалистый город Байтульмукаддас на протяжении нескольких веков разрушался, после чего подвергался реконструкции и восстановлению.
В Священном Коране в тех, аятах, которые повествуют о ночном вознесении святого Пророка Ислама, выражением «её окрестностям мы даровали благословение» подчеркивается величие и святость мечети Аль-Акса. Важность и величие Байтульмукаддаса обусловливаются двумя аспектами: духовным и материальным.
Исходя из материального аспекта, изобилие и многочисленные блага окрестностей города объясняются плодородностью его почвы. А причина духовных милостей и благ Байтульмукаддаса кроется в том, что этот город является местом появления на свет божественных пророков и местом их выступления с посланнической миссией.
Поэтому Байтульмукаддас считается обителью единобожия, веры, благочестия и справедливости.
Сегодня осуществляется множество строительных работ и раскопок в окрестностях аль-Харамаш-Шариф — священного храма под предлогом возрождения храма пророка Суляймана (царя Соломона), находящегося, предположительно, под мечетью Аль-Акса.
Несмотря на то, что недоброжелатели провели множественные раскопки под мечетью, однако до сих пор исторические утверждения иудеев относительно нахождения в этой местности храма его светлости Суляйманане подтвердились. Из всех открыто предпринятых сионистским режимом мер для разрушения культурного облика города Бейтульмукаддас, ни одно не было столь потрясающим и антигуманным, как сожжение мечети Аль-Акса.
Поджог в мечети Аль-Акса был устроен в 1969 году религиозным евреем-фанатиком из Австралии Денисом Микаэлем Роханом. Пожар длился 6 часов. При этом был нанесен серьезный ущерб мечети Кубату-Сахра, расположенной неподалеку от мечети Аль-Акса.
Были уничтожены бесценные резные кафедры, сделанные из ценных пород дерева восемь столетий тому назад, в эпоху Салах-ад-Дина.
Несмотря на то, что после инцидента был созван мусульманский комитет, и поврежденные части священных мест были в определенной мере реконструированы и восстановлены, однако горечь этого события никогда не забудется.
По материалам portalostranah.ru
История Мечети аль-Акса. Ее значение для мусульман
Третья по значимости мечеть в исламе – Отдалённая мечеть (аль-Акса), находящаяся в Иерусалиме, именуемом мусульманами Кудсом.
О её важности говорит хотя бы тот факт, что она была первой киблой для мусульман и оставалась таковой на протяжении без малого полутора лет. Кроме того, она стала второй мечетью в мире, построенной после Заповедной мечети (аль-Харам).
История мечети на Храмовой горе
Точная дата постройки первоначального варианта Отдалённой мечети, равно как и её авторы, неизвестны. В одном из хадисов говорится, что аль-Акса была возведена пророком Сулейманом (а.с.).
Однако бытует также мнение, что он лишь восстановил её, а храм существовал и до этого, но был повреждён. Так или иначе, Мечеть аль-Акса входит в число старейших религиозных культовых сооружений на нашей планете.
Что касается основных строений на территории мечети, то все они были возведены в начале VIII столетия по приказу Омейядских халифов и дошли до наших дней.
Сегодня аль-Акса – это огромный комплекс площадью 144 тысячи квадратных метров. Она включает в себя обширную территорию, а также мечети аль-Джамиуль-Кибли, Куббат ас-Сахра, Мусаляль-Марвани.
Достопримечательности мечети
1. Джамиуль-Кибли
Эта мечеть находится в южной части комплекса аль-Акса. Она расположена ближе всего к Каабе, именно поэтому и получила такое название. Многие ошибочно называют мечетью аль-Акса лишь её.
Аль-Джамиуль-Кибли была возведена в начале VIIIвека по приказу халифа Абдуль-Малика ибн Марвана. Она представляет собой молельный комплекс длиной 80 и шириной 55 метров. Способна вместить до 6 тысяч верующих. Этот храм предназначен для совершения ежедневной пятикратной и пятничной молитв.
2. Куббат ас-Сахра
Вторая достопримечательность более известна как мечеть «Купол скалы». Она считается шедевром исламской архитектуры и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Куббат ас-Сахра была построена в 691 году и считается одним из ранних исламских культурных памятников.
Согласно риваятам, Купол возведён над выступом скалы, с которого Заключительный посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) совершил вознесение на седьмое небо (мирадж).
3. Мечеть Марвани
Этот исторический объект расположен на юго-востоке Храмовой горы. Он так же, как и мечеть Джамиуль-Кибли, был построен во время правления халифа Абдуль-Малика ибн Марвана, но не в качестве храма, а как медресе. В дальнейшем здание стало мечетью и было названо в честь её создателя. В наши дни оно представляет собой молельный комплекс площадью 3,8 тысяч квадратных метров.
4. Минбар Бурханеддина
Датой строительства четвёртой достопримечательности считается 1309 год, когда местный кадий (исламский судья) по имени Бурханеддин распорядился соорудить на этом месте минбар для чтения проповедей ученикам. Он представляет собой каменное строение со входом и каменной скамьёй.
5. Стена аль-Бурак
Это часть комплекса аль-Акса, находящаяся на его юго-западной территории. Местные иудеи считают аль-Бурак своей святыней и именуют её «Стеной плача», полагая, что она – часть храма пророка Сулеймана (Соломона, мир ему).
Достоинства Мечети аль-Акса
- Третья мечеть в исламе. Главным достоинством Отдалённой мечети служит большое вознаграждение за молитву в ней. Аль-Акса – это третья по важности мечеть на нашей планете. Хадис Пророка (с.г.в.) гласит: «Намаз в Байтуль-Макдис (аль-Акса) равняется полутысячи обычным молитвам» (Байхакы). То есть за один намаз в этом комплексе верующий получает награду как за регулярное совершение пятикратной молитвы на протяжении 100 дней.
- Первая кибла. В одном из хадисов сказано: «Мы выполняли намаз с Посланником Господа в сторону Кудса на протяжении 16 или 17 месяцев, а потом нам велели молиться лицом к Каабе» (Бухари, Муслим).
- Место ночного вознесения. Третьим достоинством служит чудо, произошедшее с Посланником Всевышнего (с.г.в.), а именно ночное вознесение (мирадж), произошедшее в Иерусалиме. В Благородной Книге говорится:
Пречист Тот, Кто перенёс ночью Своего раба… из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса (17:1)
- Прощение грехов. Посещение мечети в «городе трёх религий» может привести к прощению прегрешений человека, о чём сказано в одном из изречений Милости миров Мухаммада (с.г.в.). «Тот, кто войдёт в ихрам в Отдалённой мечети с целью выполнения паломничества, может рассчитывать на прощение грехов» (Абу Дауд).
- Место собрания в День Суда. Однажды мусульманка по имени Маимуна бинт Са`ад попросила Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) рассказать об Иерусалиме. И тогда Мухаммад (с.г.в.) произнёс: «Это место, где будут собраны люди в Судный день» (Ахмад, Табарани).
- Здание, куда не войдёт Даджаль. Масджид аль-Акса, согласно исламским источникам, станет одним из мест, куда не сможет войти величайший злодей Даджаль (Антихрист). Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Он будет среди Вас на протяжении 40 дней и побывает во всех местах, за исключением четырёх: Заповедная мечеть, Мечеть Пророка, аль-Акса и гора Синай» (хадис приводи Ахмад).
- Место перехода в мир иной пророка Мусы (а.с.). В риваятах отмечается, как тот перед смертью обратился к Всевышнему с мольбой и попросил приблизить его к Иерусалиму (Бухари, Муслим).
- Упоминание в Коране. В частности, в вышеупомянутой 17-й суре Всевышний повествует об одном из величайших чудес в истории ислама – ночном переносе Мухаммада (с.г.в.) из Мекки в Иерусалим.
- Место захоронения многих пророков, таких как Сулейман, Юсуф, Муса (мир им всем).
- Лучшее туристическое направление для путешествиямусульман.Посланник Господа миров (с.г.в.) говорил: «Не стоит собираться в путь, если целью визита не являются: Мечеть аль-Харам, Мечеть в Медине или Отдалённая мечеть» (Бухари).
Мечеть Аль-Акса
Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме считается одним из важнейших символов Ислама. Является 3-ей почитаемой святыней для мусульман после Запретной мечети Аль-Харам в Мекке и мечети Пророка Аль-Набави в Медине. Также важным фактом является то, что только эта мечеть упомянута в Священном Коране.
История появления мечети Аль-Акса
Эта мечеть имеет многовековую историю. Храм Аль-Акса был возведён в Иерусалиме, на Храмовой горе в 636 году по поручению праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.). В переводе с арабского языка название означает «мечеть отдаления». Это связано с дальним расположением храма от Мекки.
Изначально это был скромный молитвенный дом, который не сохранился до наших времён. Последующие халифы перестроили его в храм и расширили территорию, так как он не вмещал всех желающих.
Также его приходилось реставрировать после землетрясений, пожара и других катастроф. Али аз-Зихир последний, кто кардинально изменил храм и сделал его таким, каким мы видим его до сих пор. Остальные правители изменяли только внешний вид святыни.
Теперь мечеть Аль-Акса вмещает единовременно до 5000 мусульман.
Ремонтные работы изменили внутреннюю структуру храма. На сегодняшний день в отреставрированной святыне много разнообразных колонн из камня и мрамора, арочных проёмов и каменных столбов. Они соединяют семь галерей под одним куполом, куда возможно зайти с разных семи сторон.
Три галереи находятся в западном крыле, три – в восточном и одна центральная. Изнутри купол и стены отделаны мозаикой, которая придаёт залам величественность и необыкновенную красоту. Также были достроены дополнения к главному зданию: купол и минарет.
Фасад мечети несколько раз менялся за многие столетия.
Особенности храма Аль-Акса
Поскольку рядом расположены несколько мечетей, которые создают один архитектурный объект, многие мусульмане путают, какая именно святыня является мечетью Аль-Акса.
Внимание привлекает роскошный двадцатиметровый в диаметр золотой купол огромной мечети Куббат ас-Сахра. Однако, стоит помнить, что святыня имеет меньшие габариты, более скромный внешний вид и всего один минарет. Её купол покрывают специальные свинцовые листы серого цвета. Несмотря на такой незаметный облик, мечеть числится третьей по значимости в Исламе.
Значимость святыни
В истории Ислама мы можем найти отсылки к долгому путешествию пророка Мухаммеда в город Иерусалим из Мекки и вознесению его на небеса с каменной скалы на горе в конце жизненного пути. Поэтому именно на этой земле была возведена мечеть. Во время Исры перед Мухаммадом (с.а.в.) возникли другие пророки, посланные Богом: Муса (Моисей), Ибрахим (Авраам) и Иса (Иисус).
После единовременного чтения молитвы небесные ангелы совершили омовение сердца, чтобы Пророк мог вознестись на небеса. Мухаммед прошёл путь по ступенькам, средь семи небесных сфер, и предстал перед Аллахом.
Он поведал ему молитвенные таинства и разъяснил действия ритуала намаз. Такое чудодейственное явление названо в религии как Мирадж. Оно и придаёт храму особый статус священного места.
Теперь Вы знаете, что Аль-Акса – это не просто старинная достопримечательность Иерусалима, но и один из главных символов Ислама.
На протяжении многих лет эта мечеть была для мусульман особым ориентиром, который называется киблой. В какой бы точке земного шара не находился верующий, каждый должен совершать ежедневные молитвенные ритуалы и намазы в сторону точно установленного направления – киблы. Сейчас этой святыней является Кааба, благодаря своим размерам и габаритам.
Откуда взялось название «Соломоновы конюшни»?
История мечети Аль-Акса была непростой и содержит множество периодов. Они отразились на названиях некоторых помещений храма. Например, святыня имеет просторную площадь в подвале с необычным названием «Соломоновы конюшни». Оно связано с древней историей Храмовой горы. Раньше на ней располагался храм Соломона, который был разбит римлянами. Однако гору так и продолжили называть Храмовой.
В 1099 году Иерусалим пережил захват крестоносцами из-за чего половина мечети была переформировала в церковь христианской веры.
Остальную часть помещения занимали тамплиеры, хранилось оружие и боеприпасы, а также денники для военных коней. Позже Салах ад-Дин одержал победу и выгнал крестоносцев со святыни.
Однако, воспоминания о различных событиях в мечети смешались, откуда и получилось такое необычное и странное название помещения в подвале – Соломоновы конюшни.
Что следует знать туристам
Побывать в этом месте может любой желающий, независимо от вероисповедания. Но прежде чем посетить столь значимое и священное место, необходимо узнать о нём и о правилах поведения на его территории.
Для новых посетителей открывается необычайный вид на огромный архитектурный объект, состоящий их двух мечетей: храм Куббат ас-Сахра и храм Аль-Акса. Вся местность, вся территория Храмовой горы имеет огромную значимость и считается святым местом как для мусульман, так и для иудейских верующих.
По иудейским преданиям на этом месте находится Ковчег Завета. Здесь и началось сотворение всего мира.
Священные земли строго охраняются, поэтому мечеть окружена высоким забором. Зайти на территорию Храмовой горы возможно через несколько ворот, но туристы могут попасть туда только через древние Магрибские ворота, расположенные возле Стены Плача. Каждый посетитель проходит тщательный досмотр вещей и контроль на пункте охраны.
Также стоит помнить о надлежащем внешнем виде: мужчинам запрещено посещать это место в шортах, а женщинам нельзя надевать юбки, шорты и откровенные вещи с отрытыми плечами и декольте.
При входе в храм Вам необходимо снять обувь. Внутри мечети мужчинам и женщинам нельзя дотрагиваться друг до друга, если даже они состоят в брачных отношениях.
Также в храме запрещено делать фотографии, а также снимать видео.
Время посещения Храмовой горы:
- В зимний период с 07:30 до 13:30 (перерыв с 10:30 до 12:30)
- В летний период с 08:00 до 11:00 и с 13:15 до 15:00.
На протяжении всех исламских праздничных дней, а также каждую пятницу вход в сами мечети возможен только для мусульман. Туристам необходимо взять с собой деньги, так как посещение священных мест платное. Возможно приобрести единый билет, который даёт право также на посещение познавательного музея исламской культуры.
Если Вы будете придерживаться этих несложных, но обязательных правил, Вы сможете полностью окунуться в религиозную атмосферу, проникнуться таинствами исламской культуры и насладиться красивой архитектурой.