В каждой стране есть свой свод правил и законов, направленных на контроль присутствия на ее территории граждан других стран.
Миграционная политика отличается в каждом государстве, но в любом случае в числе ее основных задач контроль над пересечением иностранными гражданами границ, учет пребывания, деятельности и легализации мигрантов.
Наиболее важным направлением является трудовая миграция, позволяющая получать необходимую квалифицированную рабочую силу из-за рубежа.
Понятие и сущность миграционной политики
Национальная миграционная политика любого государства призвана защищать интересы граждан, связанные с мигрантами, ограничить поток низкоквалифицированной рабочей силы из-за рубежа, обеспечить защиту прав работающих мигрантов, регулировать вопросы присвоения и лишения гражданства, права на проживание. Она также определяет, какие типы миграции возможны, требуется ли (и если да, то какая) в данной ситуации иностранная рабочая сила.
Большое количество стран дает возможность проживания на своей территории только людям, имеющим рабочий контракт с какой-либо зарегистрированной организацией. Такой тип миграции не позволяет остаться надолго – срок пребывания ограничен сроком действия трудового договора.
До 1993 года въезд и выезд из страны для граждан России (и до этого СССР) был жестко регламентирован, однако с 1 января 1993 года каждый россиянин имеет право получить заграничный паспорт сроком действия на 5 лет (а с 2010 года – и на 10 лет) и свободно выезжать из страны, жить на территории других государств. Наиболее частыми направлениями для эмиграции наших сограждан являются США, Канада и страны Европы.
Главные тенденции и проблемы миграционной политики
Государственная миграционная политика – это деятельность, направленная на регулирование миграций и иммиграций населения. Многие развитые страны, такие, как Австрия, США, Италия, Германия, Испания, Португалия в последние десятилетия проводят протекционистскую политику, направленную прежде всего на защиту интересов собственных граждан и экономики.
Во втором десятилетии XXI века в связи с мировым экономическим кризисом и ухудшением ситуации во многих – прежде всего развивающихся – странах, широкий размах обретает экономическая миграция. Большое количество беженцев из стран Северной Африки, на территории которых ведутся военные действия, получают легальный статус во многих странах Европы.
- Распространена эмиграция и в других востребованных направлениях – США, Россия, Австралия, Великобритания, Канада.
- Также получила развитие бизнес-миграция, то есть переезд предпринимателей, связанный с поиском более политически и экономически стабильных мест для развития собственного дела.
- Миграционные законодательства ужесточаются, и в противовес им возникают новые способы и каналы нелегальной миграции: иностранцы остаются на территории государств дольше разрешенного срока или и вовсе прибывают нелегально, соглашаются на низкооплачиваемую работу, уходят в криминальную деятельность, дестабилизируя экономическую и социальную жизнь.
- Для ограничения нежелательных миграций существуют разные инструменты иммиграционной политики. Основные из них:
- Установление обязательных требований, которым должен соответствовать приезжий рабочий (стаж, возраст, образование, опыт).
- Ограничение допустимого количества зарубежных рабочих посредством установления квот.
- Законы, не позволяющие иностранным гражданам претендовать на определенные должности.
- Перечни востребованных профессий, для специалистов которых упрощена процедура получения разрешения на работу.
- Меры наказания за трудоустройство нелегальных мигрантов как для них самих, так и для работодателей, нанимающих их.
Цели и задачи миграционной политики как метода государственного управления
Цели и задачи миграционной политики как метода государственного управления 5.00/5, 1 голос.
Под выработкой государственной политики можно понимать совокупность стадий, факторов (условий), деятельности субъектов политики и групп влияния в ходе выбора стратегических целей и их закрепления, в соответствующих документах (программах, заявлениях, законах, доктринах).
- Таким образом, в широком смысле миграционная политика:
- – является одним из направлений государственной политики и определяется характером государственного устройства, целями, которые преследуются государством в этом направлении;
- – представляет собой государственную концепцию регулирования миграционных процессов;
- – неразрывно связана, с проводимой экономической, — социальной, демографической, национальной, культурной политиками.
- Миграционная политика в узком смысле, направлена на то, чтобы изменять численность, состав, направление движения и расселение мигрантов, влиять на их интеграцию, что непосредственно должно отвечать текущим и стратегическим потребностям территории.
- В целом, миграционную политику можно определить как систему общепринятых идей, целей, политических средств, совокупность и взаимодействие основных составляющих: концептуальной основы, законодательства, институциональной структуры, инструментов реализации — с помощью которых, прежде всего государство, соблюдая определенные принципы, соответствующие конкретно-историческим условиям, осуществляет регулирование иммиграционных процессов.
- В целом, миграционную политику можно определить как систему общепринятых идей, целей, политических средств, совокупность и взаимодействие основных составляющих: концептуальной основы, законодательства, институциональной структуры, инструментов реализации — с помощью которых, прежде всего государство, соблюдая определенные принципы, соответствующие конкретно-историческим условиям, осуществляет регулирование иммиграционных процессов.
Концептуальная основа миграционной политики предполагает три основных подхода к изучению миграции. Первый — рассмотрение миграции населения в неразрывной связи трех ее стадий: формирование миграции, появление «готовности» мигрировать, действие «отталкивающих» и «притягивающих» факторов; реальные перемещения (процесс миграции) и приживаемость или интеграция мигрантов. Второй — вычленение ключевых миграционных проблем и проблемно-однородных групп мигрантов и территорий. Третий — учет как объективных регуляторов миграции (условий жизнедеятельности), так и субъективных (личностных) факторов (поведенческий подход).
Кроме того, концептуальная основа миграционной политики предполагает определение стратегии, цели миграционной политики, учет национально-исторических условий, взаимодействия социально—экономических, демографических, политических условий.
В теоретическом аспекте важным является определение стратегии и целей миграционной политики. Определение стратегии и целей миграционной политики необходимо осуществлять с позиции трехстадийности миграционного процесса, что- позволяет понять сущность миграции населения как объекта управления.
- Таким образом, миграционная политика есть комплексное управление миграционными процессами, что предполагает следующие воздействия:
- — формирование миграционных установок населения;
- — определение оптимальных масштабов; направлений миграции, формирование переселенческих контингентов;
- — содействие процессу адаптации и интеграции мигрантов.
При этом управление миграционными процессами в районах исхода мигрантов по сути своей принципиально иное чем в районах их вселения.
- Разработка концептуальной основы миграционной политики предполагает несколько этапов:
Первый этап — разработка стратегических целей. Данный этап является наиболее важным, так как связан с установлением параметров рассматриваемой политики.
Для разработки целей миграционной политики крайне важно провести классификацию миграционных процессов по факторам и причинам, непосредственно их вызывающим.
Это связано с тем, что воздействие на миграционное поведение (управление миграционными процессами) в первую очередь направлено на создание необходимых мотивов или ликвидацию возникших причин для территориального перемещения населения.
Существует множество подходов к классификации факторов миграции населения, однако все специалисты единодушны в том, что побуждают к переселению совокупные преимущества в условиях жизни в регионе вселения по сравнению с регионом выезда.
Целесообразно выделять следующие крупные группы причин миграции населения — экономические, социальные (в том числе брачные и семейные), культурные (в том числе этнические, религиозные и расовые), политические (в том числе военные). .
- Таким образом, с точки зрения методологии разработки миграционной политики классификация всех составляющих элементов миграционного процесса крайне важна, так как регулирующее и сбалансированное воздействие необходимо оказывать на все его составляющие, каковыми являются различные виды миграции населения, формы, факторы и причины, вызывающие миграцию населения.
- Несомненно, что для разработки миграционной политики важно определить в первую очередь факторы и, побудительные причины, влияющие на мотивацию к переселению.
- Исходя из вышесказанного, стратегическая цель миграционной политики страны исходит из социально-экономического развития страны, которое позволит обеспечить достойный- уровень жизни граждан России, преодолеть негативные тенденции современной демографической ситуации (компенсация естественной убыли населения страны), а также обеспечит безопасность государства и его населения.
Таким образом, стратегия и цели миграционной политики конкретизируются исходя из трехстадийного преставления о миграционных процессах. Соподчиненность целей, и дифференциация по стадиям миграционного процесса, а также по видам миграции и ее направлениям определяют их многоплановость и территориальные различия.
Однако, необходимо отметить, что реализация этих целей должна обеспечить, достижение общей стратегическою цели — оптимизации миграционных процессов, что находит выражение в. сочетании общественных и личных интересов, при котором в наибольшей степени удовлетворяются интересы государства и потребности мигрантов.
- Исходя из целей миграционной политики, необходимо определить задачи миграционной политики, по средствам которых будет решаться общая стратегическая, цель миграционной политики; которая предполагает осуществление территориального перераспределения населения в соответствии с геополитическими, экономическими, социальными и политическими интересами государства, в числе которых приоритетными следует считать:
- Наряду с приоритетными, необходимо решать и другие задачи, направленные на совершенствование управления миграционными процессами, в том числе:
- – в совершенствовании правового обеспечения миграционных процессов;
- – создании эффективной системы иммиграционного контроля, основным элементом которого должна стать единая система учета всех лиц, участвующих во внешних миграционных процессах;
- – в привлечении к более активному и предметному участию в решении миграционных проблем неправительственных организаций.
- Необходимо отметить, что для разработки эффективных управленческих решений в области миграции населения, другими словами грамотной миграционной политики не столь важны точные количественные прогнозы миграционных процессов, а точное прогнозирование тенденций, их оценка, с точки, зрения» влияния на социально-экономическую ситуацию как положительных, так и негативных результатов данного влияния.
Важнейшей составляющей миграционной политики, является ее законодательное обеспечение. Анализ показывает, что в Российской Федерации существует солидная законодательная база, регулирующая отношения в миграционной сфере.
С учетом того обстоятельства, что Российская Федерация официально признает приоритет международного права перед национальным, в основу современных нормативно правовых актов положены соответствующие международно-правовые документы.
Реализация миграционной политики, предполагающей решение основных миграционных проблем, в первую очередь, входит в сферу ответственности уполномоченных государственных органов, составляющих ее институциональную систему.
Институциональная структура миграционной политики должна объединять как политические, так и административные структуры.
Независимо от того, будут ли сосредоточены все функции в единой структуре или распределены по нескольким органам, должно быть обеспечено исполнения ключевых функций институциональной структуры, которые охватывают все направления деятельности, обеспечивающие реализацию миграционной политики.
Наиболее эффективно сочетание административных и экономических инструментов, как стимуляторов, и антистимуляторов.
Из зарубежного опыта в качестве примера можно привести субсидии фирмам, переводящим свои предприятия и конторы из перенаселенных агломераций (мегаполисов), в другие менее населенные регионы, или налоговые антистимулы в отношении крупных агломераций.
Несомненно, что основными экономическими инструментами- реализации миграционной политики,, являются; финансовые рычаги: кредитование, субсидирование, страхование и др.
как инструмент гарантированной государственной помощи мигрантам можно использовать метод квотирования:, Кроме того, основным инструментом агрегации целей; задач реализации миграционной политики могут быть целевые программы. На данный момент существует лишь, одна программа: Государственная программа содействия добровольному переселению соотечественников в Россию.
Таким образом, анализ теоретико-методологических основ формирования миграционной политики позволяет выявить взаимосвязь и взаимозависимость миграционной политики и других сфер общественной жизни, выделить составляющие миграционной политики и ее подсистем.
Миграционная политика государства
Миграционная политика выступает в качестве системы объективно обусловленных целей и задач, которые направлены на развитие общественных отношений в такой важной и противоречивой сфере, как миграция.
Замечание 1
Отметим, что миграционная политика всегда опирается на принципы конституционного строя того государства, в котором она организуется и реализуется.
Нужно сказать, что помимо общественных отношений в сферу миграционной политики входят:
- Нормы миграционного законодательства страны, в рамках которой реализуется миграционная политика;
- Механизмы управления государством, которые реализуются непосредственно субъектами миграционного процесса. Субъектами в данном случае являются физические лица, различные общественные организации, государственные органы, чья деятельность прямо или косвенно, но в определенной степени затрагивает проблематику миграционных процессов.
Механизмы управления государством в рамках миграционной политики нацелены на контроль за перемещением населения, переселением, размещением и обустройством, а также на адаптацию и интеграцию физических лиц на территории государства в целом, и в отдельных его регионах. Важно учитывать обеспеченности регионов различными стимулирующими и контрольными факторами, которые позволять контролировать уровень миграции, ее интенсивность, а также очаги.
Миграционная политика более тесным образом связана с проблемами беженцев и вынужденных переселенцев.
Также ее объектами становятся лица, которые в силу тех или иных обстоятельств вынуждены искать политическое или временное убежище, трудовые и иные переселенцы.
Это делает ее связь с правовым статусом граждан и иностранных граждан, конституционно-правовой основой еще более тесной, практически неразрывной.
Замечание 2
Цель государственной политики – регулирование обширных миграционных потоков, а также преодоление нежелательных, негативных последствий, к которым приводит стихийно развивающиеся и неконтролируемые процессы миграции.
Также специалистами в области миграционной политики обеспечиваются необходимые условия для беспрепятственной реализации прав и свобод мигрантов, обеспечение толерантного, терпимого и гуманного отношения к тем лицам, которые в силу обстоятельств были вынуждены искать убежище на территории нашей страны.
Кроме того, миграционная политика рассматривается в качестве предмета регулирования конституционного права. Из этого следует, что к конституционно-правовым основам миграционной политики следует отнести конституционные принципы миграционной политики, конституционно-правовой статус ее субъектов, а также основы правового регулирования в сфере миграционной политики государства.
Цели и модели миграционной политики современного государства
Как мы уже отметили ранее, миграционная политика представляет собой целую совокупность мер, которые направлены на контроль за миграционными потоками населения и их регулирование на законодательной основе.
Целью государственного регулирования миграционных процессов населения является контроль за миграционными потоками, а также за поведением коренных жителей, их отношением к мигрантам, с целью создания наиболее благоприятной остановки, в которой не будут нарушаться права и свободы обеих сторон.
На сегодняшний день вполне успешно сложилась и действует система мер государственного регулирования процессов миграции.
Она включает в себя несколько видов законодательств о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов в том или ином государстве.
К работе привлекаются национальные службы миграции, а также учитываются соглашения по вопросам миграции, которые были приняты на международном (межгосударственном) уровне.
Наиболее распространена на сегодняшний день трудовая миграция. Принимающая сторона, несмотря на лояльность, все же имеет некоторые предписания и условия, которые могут быть ограничениями для въезда таких мигрантов. К ним относятся следующие:
- Профессиональная квалификация мигранта – наличие диплома о высшем образовании, определенный стаж работы по выбранной специальности, отзывы от предыдущих работодателей, репутация, желание развиваться и обучаться новым направлениям деятельности;
- Возрастной ценз (в нашей стране работодатель имеет право на законодательном уровне связывать себя профессиональными отношениями с человеком, который достиг совершеннолетия – 18 лет);
- Состояние здоровья – в данном случае существует очень строгий запрет на въезд людей, страдающих наркотической зависимостью, психическими заболеваниями, а также больных вирусом имунодефицита (СПИДом);
- Ряд социальных и политических ограничений – в данном случае не допускается иммиграция лиц, которые имеют судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также членов партий тоталитарного типа, чья деятельность противоречит своду о гуманном и терпимом отношении к каждому человеку.
Миграционная политика может включать в себя сразу несколько основных инструментов, которые позволяют контролировать миграционные потоки и в целом процессы, происходящие в данной сфере.
К таким мерам следует отнести следующие:
- выдача кредитов для открытия собственного бизнеса, если он полностью соответствует нормам, принятым в государстве;
- выдача кредитов и предоставления льгот реэмигрантам, которым необходимо постройка нового жилья или приобретение нового;
- лимитированная выдача паспортов заграничного образца; запрет, как прямой, так и косвенный на выезд отдельных категорий граждан, а также запрет на введение миграционных квот.
Так же, как мы уже отметили, помимо внутригосударственной миграционной политики, существуют также система межгосударственного регулирования множества миграционных процессов.
Она включает в себя двусторонние или многосторонние международные соглашения, которые описывают и регулируют использование трудовой силы мигрантов, а также учитывают их социальные и экономические права, деятельность международных экономических организаций.
к организациям относится МОТ (Международная организация труда), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и МОМ (Международная организация по миграции).
Миграционная политика
Миграционная политика — комплекс мер, используемых государством и общественными институтами для регулирования миграции населения.
Базируется на международных договорах, национальных законодательных актах, решениях правительства или уполномоченных органов.
При формулировании направлений миграционной политики общество и правительство пытаются оценить как созидательные, так и регрессивные импульсы миграции как экономической и социальной силы.
Стратегия и цели миграционной политики обосновываются в профильной концепции — системе определённых взглядов социально-экономического и иного порядка, очерчивающей ключевые характеристики государственного регулирования миграционных процессов.
Миграционная политика любой страны строится на базе основополагающих принципов мирового сообщества, содержащихся в конвенциях, хартиях, резолюциях и других документах различных международных организаций — Организации Объединённых Наций, Международной организации труда, Международной организации по миграции (МОМ), Всемирной организации здравоохранения, Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других. Комиссия ООН по народонаселению субсидирует национальные программы по вопросам миграции населения. Международные нормы в области миграционной политики могут касаться всех стран или применяться в едином ключе для группы стран, объединённых специальными соглашениями [например, Шенгенское соглашение европейских стран, Соглашение между США, Канадой и Мексикой (НАФТА), предусматривающее свободу передвижения рабочей силы]. В рамках миграционной политики государства, испытывающие значительный миграционный приток, периодически проводят крупные амнистии мигрантов, легализуя их пребывание у себя. Современный подход к миграции основан на признании неодномерности этого процесса, невозможности изолированного подхода к нему, необходимости его регулирования или управления им в рамках миграционной политики.
Миграционная политика решает не только миграционные проблемы, но и задачи экономического развития, соблюдения прав человека, воссоединения семей, этнического многообразия страны, культурной однородности и тому подобного.
Во многих странах меры миграционной политики включают ряд подходов, обусловленных интересами, лежащими в области других, взаимосвязанных с миграцией явлений, — характером демографического развития страны, проблемами занятости и динамикой численности трудоспособного населения, состоянием рынка труда и нехваткой работников отдельных профессий и специальностей, поощрением притока человеческого капитала с высоким уровнем качества, геополитическими интересами государства. Большинство этих подходов связано с ролью внешней миграции в развитии общества и национальной экономики. Так, три четверти европейских регионов не имеют альтернативы иммиграции как источника противодействия снижению численности населения до 2030 года.
Основными вопросами миграционной политики являются предотвращение нелегальной (незаконной) миграции, перераспределение миграционных потоков внутри страны в связи с различной заселённостью, обжитостью её территорий, создание первичных условий для нормальной жизни разных категорий иммигрантов, способствующих их последующей адаптации и интеграции в принимающее общество, предотвращение недобровольной (вынужденной) миграции с помощью национальных и международных правовых норм.
В большинстве стран миграционная политика подразделяется на иммиграционную и эмиграционную, они могут носить стимулирующий или сдерживающий характер.
Политику по активному поощрению въезда мигрантов в целях удовлетворения своих национальных потребностей проводят (по данным ООН) такие развитые страны, как Австралия, Канада, Россия, Чехия и ряд других.
Большинство стран входа мигрантов, проводя селективную миграционную политику, используют такой её инструмент, как иммиграционная квота, которая распределяется между разными группами мигрантов, различающихся по праву «въезда».
Это могут быть родственники граждан страны (принцип воссоединения семей), специалисты, в которых заинтересована национальная экономика, этнические, конфессиональные или иные группы, подвергающиеся опасности на прежнем месте проживания, и так далее.
Так, закон США об иммиграции (1996 год), расширив квоты, ужесточил требования к качественным характеристикам иммигрантов. Ряд стран в рамках миграционной политики осуществляют государственной программы репатриации мигрантов, ориентированные на экономические стимулы.
Государственную эмиграционную политику проводят страны-экспортёры рабочей силы, осуществляя программы поддержки трудовых мигрантов или, наоборот, сдерживания эмиграции.
Миграционная политика в таких странах стремится использовать механизм регулирования миграции, позволяющий совмещать защиту интересов страны и её граждан-мигрантов.
Особое место эта политика занимает в таких странах (важных источниках рабочей силы), как Вьетнам, Китай, Турция, Филиппины, Индонезия и другие.
Наибольшее значение для развитых стран, где преобладает приток внешних мигрантов, имеет иммиграционная политика, несущая мощный социальный заряд. Среди её мер наиболее важны правила, установленные для трудовых мигрантов и регулирующие миграцию рабочей силы иностранных граждан, приезжающих в страну для временные работы или на постоянное место жительства.
Консультации правительствам по миграционной политике оказывает МОМ, которая стремится обеспечить гуманное и упорядоченное управление миграцией, её регулирование; она способствует развитию международного миграцтонного законодательства как основы миграционной политики.
В России миграционная политики проводится на основе международного права и национальной нормативно-правовой базы; в 1992 году Россия присоединилась к Конвенции ООН по беженцам 1951 года и протоколу к ней 1967 года.
Проблемы, связанные с недобровольной миграцией после распада СССР, не решены полностью; для их уменьшения в 1996 году Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев проводилась спец. конференция СНГ по проблемам беженцев и мигрантов.
Общее направление российской миграционной политики связано с сокращением населения трудоспособного возраста с 2007 года.
Регулирование миграции иностранной рабочей силы в рамках СНГ, других интеграционных объединений на постсоветском пространстве осуществляется на основе двусторонних соглашений между РФ и другими странами.
В январе 2007 года вступил в силу закон «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» (2006 год), которым были установлены квоты в объёме 6,3 миллионов человек из безвизовых стран и введена упрощённая процедура выдачи разрешений на работу.
Действуют законы «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» (1996 год) и «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (2002 год). Разработана концепция государственной миграционной политики РФ (2011 год). В 2003 году правительство одобрило Концепцию регулирования миграционных процессов, а в действующей Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года регулирование внутренней и внешней миграции рассматривается как часть демографической политики.
С ноября 2002 года введены миграционные карты для учёта въезжающих на территорию России иностранцев.
С 2007 года осуществляется федеральная программа переселения соотечественников, в соответствии с которой регионам предоставляются дотации в зависимости от их экономического и географического положения, а субъекты РФ разрабатывают свои программы переселения.
Интерес субъектов к интеграции мигрантов в региональное сообщество слаб, а объём миграции невелик.
При радикальных изменениях политики по отношению к внешней миграции в ходе рыночных преобразований регулирование внутренней миграции всё ещё отстаёт от требований свободного рынка — сохраняется разрешительный характер регистрации граждан по месту жительства, существуют условия по её ограничению, прежде всего в крупных городах.
В миграционной политике в XXI веке всё большее значение как для развитых, так и для развивающихся стран приобретают точность, полнота информации и приобщённость мигрантов к ней, развитие миграционной статистики, прежде всего её стандартизация, и обмен данными между странами как условие эффективного международного (межгосударственного) сотрудничества.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
- Правовое регулирование миграционных процессов в Российской Федерации. М., 2002
- Андриченко Л.В., Елеонский В.О., Хабриева Т.Я. О концепции развития миграционного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. № 4
- Автономов А.С., Гаврилова И.Н. Задачи миграционной политики в России // Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции. М., 2009
- Постсоветские трансформации: отражение в миграциях / Под ред. Ж.А. Зайончковской, Г.С. Витковской. М., 2009
- Никольская Г.К. Иммиграционная политика США в условиях глобального кризиса // Труд за рубежом. 2009. № 1
Для чего существует миграционная политика?
Основной задачей миграционной политики является учет иностранных граждан, прибывающих в страну, контроль их деятельности и легализация. Трудовая миграция является наиболее важным направлением, позволяющая государству решать проблему нехватки квалифицированной рабочей силы.
Сущность и цели миграционной политики
Государственная миграционная политика осуществляется в двух направлениях:
- эмиграционная – регулирует нормы и правила для выезжающих из страны;
- иммиграционная – решает вопросы прибывающих в страну иностранцев.
В основном, миграционная политика – это система норм и правил, принятых государством для осуществления контроля над присутствием и деятельностью иностранных граждан. Она призвана:
- защищать интересы граждан своей страны;
- ограничить приток рабочей силы из-за рубежа;
- обеспечить защиту прав мигрантов;
- регулировать права на проживание и получение гражданства.
Миграционная политика также определяет, в каком количестве и какой квалификации нужна иностранная рабочая сила на данный момент. Как правило, большинство стран дает разрешение на пребывание на своей территории мигрантам, имеющим контракт с официально зарегистрированной компанией. В этом случае сроки проживания ограничиваются сроками действия трудового договора.
В разных странах существуют различные миграционные проблемы, как следствие этого, цели миграционной политики и пути их достижения тоже различны.
Выделяют следующие цели:
- создание и стабилизация постоянного состава населения;
- привлечение высококвалифицированных специалистов, крупных инвесторов;
- обеспечение рабочей силой объектов в районах нового освоения;
- повышение миграционной активности коренного населения;
- сдерживание притока мигрантов на перенаселенные территории;
- увеличение фактической численности населения.
В соответствии с демографическими целями миграционная политика решает три стратегические задачи:
- Контроль масштабов и состав мигрантов, прибывающих в страну; управление потоками мигрантов в соответствии с геополитическими интересами государства; создание благоприятных условий для совместного проживания на одной территории местного населения и мигрантов.
- Формирование миграционных программ для регулирования различных видов миграции. Меры воздействия могут быть как стимулирующими, так и сдерживающими миграционную активность, соответствующую национальным интересам государства.
- Постоянная деятельность государственных органов, которые осуществляют регулирование миграционных процессов.
Основными механизмами реализации такой политики являются:
- универсальное миграционное законодательство;
- единая классификация категорий мигрантов;
- федеральная и региональная ответственность за решение проблем, связанных с миграцией;
- система экономических и административных мер государственного регулирования миграционных потоков;
- система мер поддержки вынужденных категорий мигрантов;
- эффективное использование федеральных и региональных бюджетных средств на решение проблем отдельных категорий мигрантов;
- привлечение внебюджетных источников финансирования миграции.
Стратегически важно выстроить правильную политику по вопросам миграции, чтобы исключить негативные последствия для коренного населения и международного авторитета государства.
Типы миграционной политики
Существует несколько типов политики государства в отношении миграции.
Полное исключение
Миграционная политика направлена на закрытость страны. Опыт показал, что такая модель неэффективна в условия современной глобализации мировых процессов.
В ряде стран миграционная политика очень жесткая, оформление документов не гарантирует получение разрешения на въезд. К таким государствам относятся Афганистан, КНДР, Куба, Непал, Сомали, Туркменистан.
Сегрегация
Эта модель характерна для государств, нуждающихся в дополнительных трудовых ресурсах. Мигранты приезжают в страну по временному контракту на работу, а по окончании его – уезжают. Они не получают гражданства, социальные пособия, не имеют избирательного права. Установленные сроки пребывания, отсутствие гражданских прав мигрантов способствуют стабильной обстановке в государстве.
Но эта модель оказалась также неэффективной. Работодатели несли расходы, связанные с постоянной сменой иностранных работников – прежде всего, затраты на обучение и получение опыта работы. В некоторых странах правительство пошло на уступки, постоянные работники стали получать вид на жительство.
Политическая ассимиляция
Принимающие государства создают благоприятные условия для быстрого получения мигрантами нового гражданства. В рамках этой модели идентичность новых граждан определяется национальным политическим устройством принимающей страны, а не этническим и религиозным происхождением.
Государство формально не признает этнические различия и не учитывает их в своей политике. От мигранта требуется – хорошее знание языка, культуры страны пребывания, следование государственным законам и правам.
Эта политика также малоэффективна. Игнорирование проблем мигрантов привело к их радикализации, образованию целых районов в городах с этническими группами, возникновению преступных группировок. Попытки ликвидации таких группировок расцениваются как расизм.
Мультикультурализм
В основе модели лежит принцип принятия иммигрантов с сохранением их культуры и идентичности. Приезжие пользуются всеми правами коренного населения и перенимают только основные культурные ценности.
Эта модель подразумевает принятие не только самого мигранта, но и его семьи. Дети, рожденные от иностранцев, получивших гражданство, становятся гражданами страны. Эта политика вызывает большой общественный резонанс и недовольство коренного населения.
Социальная интеграция и культурно-языковая адаптация
Это современная модель интеграционной политики, которая использует опыт мультикультурализма, но позволяет избежать его крайностей, ведущих к расколу в обществе.
В рамках этой модели три основных составляющих:
- Политико-правовая – либерализация правил получения гражданства и улучшение правового положения иностранцев; антидискриминационная политика (разработка законодательства, создание комиссий по защите прав человека в связи с его этнической принадлежностью или принадлежностью к другим меньшинствам); политическая интеграция мигрантов (предоставление избирательного права).
- Социально-экономическая – правительственные программы в сфере занятости; адаптация системы образования (языковая подготовка трудовых мигрантов и членов их семей); социальные программы адаптации и обустройства вынужденных мигрантов (жилищная политика, здравоохранение, социальное обеспечение).
- Культурно-религиозная – обеспечение мигрантам права на культурную автономию (изучение родного языка, сохранение национальных традиций).
Во многих странах в настоящее время осуществляется переход от политики мультикультурализма к современной политике социальной интеграции. Государствами ведется поиск наиболее сбалансированного варианта, который устраивает коренное население и учитывает потребности мигрантов:
- решение социально-экономических проблем, что должно исключить накопление конфликтного потенциала в обществе;
- введение интеграционных мер, за неисполнение которых мигрантам могут грозить санкции (это принудительная интеграция на языковой, культурной и ценностной основе);
- улучшение правового положения мигрантов, включающих либерализацию правил получения гражданства и борьбу с дискриминацией;
- ориентация на содействие к межэтническому и межрелигиозному диалогу.
Основные инструменты миграционной политики
Инструменты миграционной политики представляют свод правил и набор методов, призванных контролировать процесс миграции. Они призваны защитить коренное население страны от преступности, нелегалов, террористических актов.
Каждое государство подбирает свои методы и инструменты для реализации миграционной политики, накладывает запреты и ограничения, стимулирует или ограничивает поток мигрантов для решения собственных задач.
Основными ограничительными методами являются:
- Прямое ограничение рабочей силы (государство выставляет квоты на прием мигрантов).
- Ограничение времени пребывания в стране.
- Особые требования к трудовым мигрантам: профессиональная квалификация, возрастной ценз, состояние здоровья, отсутствие судимости. Сюда же можно отнести запреты на определенные профессии, которыми запрещено заниматься иностранцем, в соответствии законодательством.
- Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные страны для иммиграции (реализуется путем выдачи квот на трудоустройство мигрантов конкретных стран).
- Система санкций для незаконно-трудящихся мигрантов, а также работодателей, незаконно использующих труд мигрантов, и лиц, занимающихся незаконным ввозом рабочей силы.
Миграционная политика ужесточается. Но возникают новые способы и каналы нелегальной миграции. Мигранты задерживаются на территории принимающей страны дольше положенного срока, соглашаются на низкооплачиваемую работу, занимаются нелегальной трудовой деятельностью, создают преступные группировки, дестабилизируя политическую и экономическую ситуацию в стране пребывания.
- Миграционная ситуация выдвинула новые внутренние и внешние задачи в сфере регулирования миграционных процессов.
- Во внешней сфере решаются задачи: привлечение трудовых мигрантов, соблюдение их прав, развитие сотрудничества с международными и межправительственными организациями в целях борьбы с незаконной миграцией.
- Во внутренней сфере ведется: разработка эффективных механизмов перераспределения потоков миграции с учетом геополитических интересов стран, формирование условий для адаптации вынужденных мигрантов, создание системы мер по сдерживанию внезапных массовых недобровольных миграций населения.