Миграционная политика: определение и основные направления государства

В каждой стране есть свой свод правил и законов, направленных на контроль присутствия на ее территории граждан других стран.

Миграционная политика отличается в каждом государстве, но в любом случае в числе ее основных задач контроль над пересечением иностранными гражданами границ, учет пребывания, деятельности и легализации мигрантов.

Наиболее важным направлением является трудовая миграция, позволяющая получать необходимую квалифицированную рабочую силу из-за рубежа.

Миграционная политика: определение и основные направления государства

Понятие и сущность миграционной политики

Национальная миграционная политика любого государства призвана защищать интересы граждан, связанные с мигрантами, ограничить поток низкоквалифицированной рабочей силы из-за рубежа, обеспечить защиту прав работающих мигрантов, регулировать вопросы присвоения и лишения гражданства, права на проживание. Она также определяет, какие типы миграции возможны, требуется ли (и если да, то какая) в данной ситуации иностранная рабочая сила.

Большое количество стран дает возможность проживания на своей территории только людям, имеющим рабочий контракт с какой-либо зарегистрированной организацией. Такой тип миграции не позволяет остаться надолго – срок пребывания ограничен сроком действия трудового договора.

До 1993 года въезд и выезд из страны для граждан России (и до этого СССР) был жестко регламентирован, однако с 1 января 1993 года каждый россиянин имеет право получить заграничный паспорт сроком действия на 5 лет (а с 2010 года – и на 10 лет) и свободно выезжать из страны, жить на территории других государств. Наиболее частыми направлениями для эмиграции наших сограждан являются США, Канада и страны Европы.

Главные тенденции и проблемы миграционной политики

Государственная миграционная политика – это деятельность, направленная на регулирование миграций и иммиграций населения. Многие развитые страны, такие, как Австрия, США, Италия, Германия, Испания, Португалия в последние десятилетия проводят протекционистскую политику, направленную прежде всего на защиту интересов собственных граждан и экономики.

Во втором десятилетии XXI века в связи с мировым экономическим кризисом и ухудшением ситуации во многих – прежде всего развивающихся – странах, широкий размах обретает экономическая миграция. Большое количество беженцев из стран Северной Африки, на территории которых ведутся военные действия, получают легальный статус во многих странах Европы.

  • Распространена эмиграция и в других востребованных направлениях – США, Россия, Австралия, Великобритания, Канада.
  • Также получила развитие бизнес-миграция, то есть переезд предпринимателей, связанный с поиском более политически и экономически стабильных мест для развития собственного дела.
  • Миграционная политика: определение и основные направления государства
  • Миграционные законодательства ужесточаются, и в противовес им возникают новые способы и каналы нелегальной миграции: иностранцы остаются на территории государств дольше разрешенного срока или и вовсе прибывают нелегально, соглашаются на низкооплачиваемую работу, уходят в криминальную деятельность, дестабилизируя экономическую и социальную жизнь.
  • Для ограничения нежелательных миграций существуют разные инструменты иммиграционной политики. Основные из них:
  • Установление обязательных требований, которым должен соответствовать приезжий рабочий (стаж, возраст, образование, опыт).
  • Ограничение допустимого количества зарубежных рабочих посредством установления квот.
  • Законы, не позволяющие иностранным гражданам претендовать на определенные должности.
  • Перечни востребованных профессий, для специалистов которых упрощена процедура получения разрешения на работу.
  • Меры наказания за трудоустройство нелегальных мигрантов как для них самих, так и для работодателей, нанимающих их.

Цели и задачи миграционной политики как метода государственного управления

Цели и задачи миграционной политики как метода государственного управления 5.00/5, 1 голос.

  • Миграционная политика: определение и основные направления государства Под выработкой государственной политики можно понимать совокупность стадий, факторов (условий), деятельности субъектов политики и групп влияния в ходе выбора стратегических целей и их закрепления, в соответствующих документах (программах, заявлениях, законах, доктринах).
  • Таким образом, в широком смысле миграционная политика:
  • – является одним из направлений государственной политики и определяется характером государственного устройства, целями, которые преследуются государством в этом направлении;
  • – представляет собой государственную концепцию регулирования миграционных процессов;
  • – неразрывно связана, с проводимой экономической, — социальной, демографической, национальной, культурной политиками.
  • Миграционная политика в узком смысле, направлена на то, чтобы изменять численность, состав, направление движения и расселение мигрантов, влиять на их интеграцию, что непосредственно должно отвечать текущим и стратегическим потребностям территории.
  • В целом, миграционную политику можно определить как систему общепринятых идей, целей, политических средств, совокупность и взаимодействие основных составляющих: концептуальной основы, законодательства, институциональной структуры, инструментов реализации — с помощью которых, прежде всего государство, соблюдая определенные принципы, соответствующие конкретно-историческим условиям, осуществляет регулирование иммиграционных процессов.
  • В целом, миграционную политику можно определить как систему общепринятых идей, целей, политических средств, совокупность и взаимодействие основных составляющих: концептуальной основы, законодательства, институциональной структуры, инструментов реализации — с помощью которых, прежде всего государство, соблюдая определенные принципы, соответствующие конкретно-историческим условиям, осуществляет регулирование иммиграционных процессов.

Концептуальная основа миграционной политики предполагает три основных подхода к изучению миграции. Первый — рассмотрение миграции населения в неразрывной связи трех ее стадий: формирование миграции, появление «готовности» мигрировать, действие «отталкивающих» и «притягивающих» факторов; реальные перемещения (процесс миграции) и приживаемость или интеграция мигрантов. Второй — вычленение ключевых миграционных проблем и проблемно-однородных групп мигрантов и территорий. Третий — учет как объективных регуляторов миграции (условий жизнедеятельности), так и субъективных (личностных) факторов (поведенческий подход).

Кроме того, концептуальная основа миграционной политики предполагает определение стратегии, цели миграционной политики, учет национально-исторических условий, взаимодействия социально—экономических, демографических, политических условий.

В теоретическом аспекте важным является определение стратегии и целей миграционной политики. Определение стратегии и целей миграционной политики необходимо осуществлять с    позиции трехстадийности миграционного процесса, что- позволяет понять сущность миграции населения как объекта управления.

  1. Таким образом, миграционная политика есть комплексное управление миграционными процессами, что предполагает следующие воздействия:
  2. —    формирование миграционных установок населения;
  3. —    определение оптимальных масштабов; направлений миграции, формирование переселенческих контингентов;
  4. —    содействие процессу адаптации и интеграции мигрантов.
  5. Миграционная политика: определение и основные направления государстваПри этом управление миграционными процессами в районах исхода мигрантов по сути своей принципиально иное чем в районах их вселения.
  6. Разработка концептуальной основы миграционной политики предполагает несколько этапов:

Первый этап — разработка стратегических целей. Данный этап является наиболее важным, так как связан с установлением параметров рассматриваемой политики.

Для разработки целей миграционной политики крайне важно провести классификацию миграционных процессов по факторам и причинам, непосредственно их вызывающим.

Это связано с тем, что воздействие на миграционное поведение (управление миграционными процессами) в первую очередь направлено на создание необходимых мотивов или ликвидацию возникших причин для территориального перемещения населения.

Существует множество подходов к классификации факторов миграции населения, однако все специалисты единодушны в том, что побуждают к переселению совокупные преимущества в условиях жизни в регионе вселения по сравнению с регионом выезда.

Целесообразно выделять следующие крупные группы причин миграции населения — экономические, социальные (в том числе брачные и семейные), культурные (в том числе этнические, религиозные и расовые), политические (в том числе военные).    .

  • Таким образом, с точки зрения методологии разработки миграционной политики классификация всех составляющих элементов миграционного процесса крайне важна, так как регулирующее и сбалансированное воздействие необходимо оказывать на все его составляющие, каковыми являются различные виды миграции населения, формы, факторы и причины, вызывающие миграцию населения.
  • Несомненно, что для разработки миграционной политики важно определить в первую очередь факторы и, побудительные причины, влияющие на мотивацию к переселению.
  • Исходя из вышесказанного, стратегическая цель миграционной политики страны исходит из социально-экономического развития страны, которое позволит обеспечить достойный- уровень жизни граждан России, преодолеть негативные тенденции современной демографической ситуации (компенсация естественной убыли населения страны), а также обеспечит безопасность государства и его населения.

Таким образом, стратегия и цели миграционной политики конкретизируются исходя из трехстадийного преставления о миграционных процессах. Соподчиненность целей, и дифференциация по стадиям миграционного процесса, а также по видам миграции и ее направлениям определяют их многоплановость и территориальные различия.

Читайте также:  Виза в Канаду для россиян, пошаговая инструкция оформления канадской визы самостоятельно в 2021 году

Однако, необходимо отметить, что реализация этих целей должна обеспечить, достижение общей стратегическою цели — оптимизации миграционных процессов, что находит выражение в. сочетании общественных и личных интересов, при котором в наибольшей степени удовлетворяются интересы государства и потребности мигрантов.

  1. Исходя из целей миграционной политики, необходимо определить задачи миграционной политики, по средствам которых будет решаться общая стратегическая, цель миграционной политики; которая предполагает осуществление территориального перераспределения населения в соответствии с геополитическими, экономическими, социальными и политическими интересами государства, в числе которых приоритетными следует считать:
  2. Наряду с приоритетными, необходимо решать и другие задачи, направленные на совершенствование управления миграционными процессами, в том числе:
  3. – в совершенствовании правового обеспечения миграционных процессов;
  4. – создании эффективной системы иммиграционного контроля, основным элементом которого должна стать единая система учета всех лиц, участвующих во внешних миграционных процессах;
  5. – в привлечении к более активному и предметному участию в решении миграционных проблем неправительственных организаций.
  6. Необходимо отметить, что для разработки эффективных управленческих решений в области миграции населения, другими словами грамотной миграционной политики не столь важны точные количественные прогнозы миграционных процессов, а точное прогнозирование тенденций, их оценка, с точки, зрения» влияния на социально-экономическую ситуацию как положительных, так и негативных результатов данного влияния.    

Важнейшей составляющей миграционной политики, является ее законодательное обеспечение. Анализ показывает, что в Российской Федерации существует солидная законодательная база, регулирующая отношения в миграционной сфере.

С учетом того обстоятельства, что Российская Федерация официально признает приоритет международного права перед национальным, в основу современных нормативно правовых актов положены соответствующие международно-правовые документы.

Реализация миграционной политики, предполагающей решение основных миграционных проблем, в первую очередь, входит в сферу ответственности уполномоченных государственных органов, составляющих ее институциональную систему.

Институциональная структура миграционной политики должна объединять как политические, так и административные структуры.

Независимо от того, будут ли сосредоточены все функции в единой структуре или распределены по нескольким органам, должно быть обеспечено исполнения ключевых функций институциональной структуры, которые охватывают все направления деятельности, обеспечивающие реализацию миграционной политики.

Наиболее эффективно сочетание административных и экономических инструментов, как стимуляторов, и антистимуляторов.

Из зарубежного опыта в качестве примера можно привести субсидии фирмам, переводящим свои предприятия и конторы из перенаселенных агломераций (мегаполисов), в другие менее населенные регионы, или налоговые антистимулы в отношении крупных агломераций.

Несомненно, что основными экономическими инструментами- реализации миграционной политики,, являются; финансовые рычаги: кредитование, субсидирование, страхование и др.

как инструмент гарантированной государственной помощи мигрантам можно использовать метод квотирования:, Кроме того, основным инструментом агрегации целей; задач реализации миграционной политики могут быть целевые программы. На данный момент существует лишь, одна программа: Государственная программа содействия добровольному переселению соотечественников в Россию.

Таким образом, анализ теоретико-методологических основ формирования миграционной политики позволяет выявить взаимосвязь и взаимозависимость миграционной политики и других сфер общественной жизни, выделить составляющие миграционной политики и ее подсистем.

Миграционная политика государства

Миграционная политика выступает в качестве системы объективно обусловленных целей и задач, которые направлены на развитие общественных отношений в такой важной и противоречивой сфере, как миграция.

Замечание 1

Отметим, что миграционная политика всегда опирается на принципы конституционного строя того государства, в котором она организуется и реализуется.

Нужно сказать, что помимо общественных отношений в сферу миграционной политики входят:

  • Нормы миграционного законодательства страны, в рамках которой реализуется миграционная политика;
  • Механизмы управления государством, которые реализуются непосредственно субъектами миграционного процесса. Субъектами в данном случае являются физические лица, различные общественные организации, государственные органы, чья деятельность прямо или косвенно, но в определенной степени затрагивает проблематику миграционных процессов.

Механизмы управления государством в рамках миграционной политики нацелены на контроль за перемещением населения, переселением, размещением и обустройством, а также на адаптацию и интеграцию физических лиц на территории государства в целом, и в отдельных его регионах. Важно учитывать обеспеченности регионов различными стимулирующими и контрольными факторами, которые позволять контролировать уровень миграции, ее интенсивность, а также очаги.

Миграционная политика более тесным образом связана с проблемами беженцев и вынужденных переселенцев.

Также ее объектами становятся лица, которые в силу тех или иных обстоятельств вынуждены искать политическое или временное убежище, трудовые и иные переселенцы.

Это делает ее связь с правовым статусом граждан и иностранных граждан, конституционно-правовой основой еще более тесной, практически неразрывной.

Замечание 2

Цель государственной политики – регулирование обширных миграционных потоков, а также преодоление нежелательных, негативных последствий, к которым приводит стихийно развивающиеся и неконтролируемые процессы миграции.

Также специалистами в области миграционной политики обеспечиваются необходимые условия для беспрепятственной реализации прав и свобод мигрантов, обеспечение толерантного, терпимого и гуманного отношения к тем лицам, которые в силу обстоятельств были вынуждены искать убежище на территории нашей страны.

Кроме того, миграционная политика рассматривается в качестве предмета регулирования конституционного права. Из этого следует, что к конституционно-правовым основам миграционной политики следует отнести конституционные принципы миграционной политики, конституционно-правовой статус ее субъектов, а также основы правового регулирования в сфере миграционной политики государства.

Цели и модели миграционной политики современного государства

Как мы уже отметили ранее, миграционная политика представляет собой целую совокупность мер, которые направлены на контроль за миграционными потоками населения и их регулирование на законодательной основе.

Целью государственного регулирования миграционных процессов населения является контроль за миграционными потоками, а также за поведением коренных жителей, их отношением к мигрантам, с целью создания наиболее благоприятной остановки, в которой не будут нарушаться права и свободы обеих сторон.

На сегодняшний день вполне успешно сложилась и действует система мер государственного регулирования процессов миграции.

Она включает в себя несколько видов законодательств о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов в том или ином государстве.

К работе привлекаются национальные службы миграции, а также учитываются соглашения по вопросам миграции, которые были приняты на международном (межгосударственном) уровне.

Наиболее распространена на сегодняшний день трудовая миграция. Принимающая сторона, несмотря на лояльность, все же имеет некоторые предписания и условия, которые могут быть ограничениями для въезда таких мигрантов. К ним относятся следующие:

  1. Профессиональная квалификация мигранта – наличие диплома о высшем образовании, определенный стаж работы по выбранной специальности, отзывы от предыдущих работодателей, репутация, желание развиваться и обучаться новым направлениям деятельности;
  2. Возрастной ценз (в нашей стране работодатель имеет право на законодательном уровне связывать себя профессиональными отношениями с человеком, который достиг совершеннолетия – 18 лет);
  3. Состояние здоровья – в данном случае существует очень строгий запрет на въезд людей, страдающих наркотической зависимостью, психическими заболеваниями, а также больных вирусом имунодефицита (СПИДом);
  4. Ряд социальных и политических ограничений – в данном случае не допускается иммиграция лиц, которые имеют судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также членов партий тоталитарного типа, чья деятельность противоречит своду о гуманном и терпимом отношении к каждому человеку.

Миграционная политика может включать в себя сразу несколько основных инструментов, которые позволяют контролировать миграционные потоки и в целом процессы, происходящие в данной сфере.

К таким мерам следует отнести следующие:

  • выдача кредитов для открытия собственного бизнеса, если он полностью соответствует нормам, принятым в государстве;
  • выдача кредитов и предоставления льгот реэмигрантам, которым необходимо постройка нового жилья или приобретение нового;
  • лимитированная выдача паспортов заграничного образца; запрет, как прямой, так и косвенный на выезд отдельных категорий граждан, а также запрет на введение миграционных квот.
Читайте также:  Куда легче всего эмигрировать из России в 2021 году

Так же, как мы уже отметили, помимо внутригосударственной миграционной политики, существуют также система межгосударственного регулирования множества миграционных процессов.

Она включает в себя двусторонние или многосторонние международные соглашения, которые описывают и регулируют использование трудовой силы мигрантов, а также учитывают их социальные и экономические права, деятельность международных экономических организаций.

к организациям относится МОТ (Международная организация труда), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и МОМ (Международная организация по миграции).

Миграционная политика

Миграционная политика — ком­плекс мер, ис­поль­зуе­мых го­су­дар­ст­вом и об­ще­ст­вен­ны­ми ин­сти­ту­та­ми для ре­гу­ли­ро­ва­ния ми­гра­ции на­се­ле­ния.

Ба­зи­ру­ет­ся на ме­ж­ду­на­род­ных до­го­во­рах, на­цио­наль­ных за­ко­но­да­тель­ных ак­тах, ре­ше­ни­ях пра­ви­тель­ст­ва или упол­но­мо­чен­ных ор­га­нов.

При фор­му­ли­ро­ва­нии на­прав­ле­ний миграционной политики об­ще­ст­во и пра­ви­тель­ст­во пы­та­ют­ся оце­нить как со­зи­да­тель­ные, так и рег­рес­сив­ные им­пуль­сы ми­гра­ции как эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной си­лы.

Стра­те­гия и це­ли миграционной политики обос­но­вы­ва­ют­ся в про­филь­ной кон­цеп­ции — сис­те­ме оп­ре­де­лён­ных взгля­дов со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го и ино­го по­ряд­ка, очер­чи­ваю­щей клю­че­вые ха­рак­те­ри­сти­ки государственного ре­гу­ли­ро­ва­ния ми­грационных про­цес­сов.

Миграционная политика лю­бой стра­ны стро­ит­ся на ба­зе ос­но­во­по­ла­гаю­щих прин­ци­пов ми­ро­во­го со­об­ще­ст­ва, со­дер­жа­щих­ся в кон­вен­ци­ях, хар­ти­ях, ре­зо­лю­ци­ях и других до­ку­мен­тах различных ме­ж­ду­народных ор­га­ни­за­ций — Ор­га­ни­за­ции Объ­е­ди­нён­ных На­ций, Ме­ж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ции тру­да, Ме­ж­ду­народной организации по ми­гра­ции (МОМ), Все­мир­ной ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния, Со­ве­та Ев­ро­пы, Ор­га­ни­за­ции по безо­пас­но­сти и со­труд­ни­че­ст­ву в Ев­ро­пе и других. Ко­мис­сия ООН по на­ро­до­на­се­ле­нию суб­си­ди­ру­ет национальные про­грам­мы по во­про­сам ми­гра­ции на­се­ле­ния. Ме­ж­ду­народные нор­мы в об­лас­ти миграционной политики мо­гут ка­сать­ся всех стран или при­ме­нять­ся в еди­ном клю­че для груп­пы стран, объ­е­ди­нён­ных специальными со­гла­ше­ния­ми [например, Шен­ген­ское со­гла­ше­ние ев­ропейских стран, Со­гла­ше­ние ме­ж­ду США, Ка­на­дой и Мек­си­кой (НАФТА), пре­ду­смат­ри­ваю­щее сво­бо­ду пе­ре­дви­же­ния ра­бо­чей си­лы]. В рам­ках миграционной политики го­су­дар­ст­ва, ис­пы­ты­ваю­щие зна­чительный ми­грационный при­ток, пе­рио­ди­че­ски про­во­дят круп­ные ам­ни­стии ми­гран­тов, ле­га­ли­зуя их пре­бы­ва­ние у се­бя. Современный под­ход к ми­гра­ции ос­но­ван на при­зна­нии не­од­но­мер­но­сти это­го про­цес­са, не­воз­мож­но­сти изо­ли­рованного под­хо­да к не­му, не­об­хо­ди­мо­сти его ре­гу­ли­ро­ва­ния или управ­ле­ния им в рам­ках ми­грационной по­ли­ти­ки.

Миграционная политика ре­ша­ет не толь­ко ми­грационные про­бле­мы, но и за­да­чи эко­но­мического раз­ви­тия, со­блю­де­ния прав че­ло­ве­ка, вос­со­еди­не­ния се­мей, эт­нического мно­го­об­ра­зия стра­ны, куль­тур­ной од­но­род­но­сти и тому подобного.

Во мно­гих стра­нах ме­ры миграционной политики вклю­ча­ют ряд под­хо­дов, обу­слов­лен­ных ин­те­ре­са­ми, ле­жа­щи­ми в об­ла­сти дру­гих, взаи­мо­свя­зан­ных с ми­гра­ци­ей яв­ле­ний, — ха­рак­те­ром де­мо­гра­фического раз­ви­тия стра­ны, про­бле­ма­ми за­ня­то­сти и ди­на­ми­кой чис­лен­но­сти тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния, со­стоя­ни­ем рын­ка тру­да и не­хват­кой ра­бот­ни­ков отдельных про­фес­сий и спе­ци­аль­но­стей, по­ощ­ре­ни­ем при­то­ка че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла с вы­со­ким уров­нем ка­че­ст­ва, гео­по­ли­тическими ин­те­ре­са­ми го­су­дар­ст­ва. Боль­шин­ст­во этих под­хо­дов свя­за­но с ро­лью внеш­ней ми­гра­ции в раз­ви­тии об­ще­ст­ва и национальной эко­но­ми­ки. Так, три чет­вер­ти ев­ропейских ре­гио­нов не име­ют аль­тер­на­ти­вы им­ми­гра­ции как ис­точ­ни­ка про­ти­во­дей­ст­вия сни­же­нию чис­лен­но­сти на­се­ле­ния до 2030 года.

Основными во­про­са­ми миграционной политики яв­ля­ют­ся пре­дот­вра­ще­ние не­ле­галь­ной (не­за­кон­ной) ми­гра­ции, пе­ре­рас­пре­де­ле­ние ми­грационных по­то­ков внут­ри стра­ны в свя­зи с различной за­се­лён­но­стью, об­жи­то­стью её тер­ри­то­рий, соз­да­ние пер­вич­ных ус­ло­вий для нор­маль­ной жиз­ни раз­ных ка­те­го­рий им­ми­гран­тов, спо­соб­ст­вую­щих их по­сле­дую­щей адап­та­ции и ин­те­гра­ции в при­ни­маю­щее об­ще­ст­во, пре­дот­вра­ще­ние не­доб­ро­воль­ной (вы­нуж­ден­ной) ми­гра­ции с по­мо­щью национальных и ме­ж­ду­народных пра­во­вых норм.

В боль­шин­ст­ве стран миграционная политика под­раз­де­ля­ет­ся на им­ми­гра­ци­он­ную и эмиг­ра­ци­он­ную, они мо­гут но­сить сти­му­ли­рую­щий или сдер­жи­ваю­щий ха­рак­тер.

По­ли­ти­ку по ак­тив­но­му по­ощ­ре­нию въез­да ми­гран­тов в це­лях удов­ле­тво­ре­ния сво­их национальных по­треб­но­стей про­во­дят (по дан­ным ООН) та­кие раз­ви­тые стра­ны, как Ав­ст­ра­лия, Ка­на­да, Рос­сия, Че­хия и ряд дру­гих.

Боль­шин­ст­во стран вхо­да ми­гран­тов, про­во­дя се­лек­тив­ную миграционную политику, ис­поль­зу­ют та­кой её ин­ст­ру­мент, как им­ми­гра­ци­он­ная кво­та, ко­то­рая рас­пре­де­ля­ет­ся ме­ж­ду раз­ны­ми груп­па­ми ми­гран­тов, раз­ли­чаю­щих­ся по пра­ву «въез­да».

Это мо­гут быть род­ст­вен­ни­ки гра­ж­дан стра­ны (прин­цип вос­со­еди­не­ния се­мей), спе­циа­ли­сты, в ко­то­рых за­ин­те­ре­со­ва­на национальная эко­но­ми­ка, эт­нические, кон­фес­сио­наль­ные или иные груп­пы, под­вер­гаю­щие­ся опас­но­сти на преж­нем мес­те про­жи­ва­ния, и так далее.

Так, за­кон США об им­ми­гра­ции (1996 год), рас­ши­рив кво­ты, уже­сто­чил тре­бо­ва­ния к ка­че­ст­вен­ным ха­рак­те­ри­сти­кам им­ми­гран­тов. Ряд стран в рам­ках миграционной политики осу­ще­ст­в­ля­ют государственной про­грам­мы ре­пат­риа­ции ми­гран­тов, ори­ен­ти­ро­ван­ные на эко­но­мические сти­му­лы.

Государственную эмиг­рационную по­ли­ти­ку про­во­дят стра­ны-экс­пор­тё­ры ра­бо­чей си­лы, осу­ще­ст­в­ляя про­грам­мы под­держ­ки тру­до­вых ми­гран­тов или, на­обо­рот, сдер­жи­ва­ния эмиг­ра­ции.

Миграционная политика в та­ких стра­нах стре­мит­ся ис­поль­зо­вать ме­ха­низм ре­гу­ли­ро­ва­ния ми­гра­ции, по­зво­ляю­щий со­вме­щать за­щи­ту ин­те­ре­сов стра­ны и её гра­ж­дан-ми­гран­тов.

Осо­бое ме­сто эта по­ли­ти­ка за­ни­ма­ет в та­ких стра­нах (важ­ных ис­точ­ни­ках ра­бо­чей си­лы), как Вьет­нам, Ки­тай, Тур­ция, Фи­лип­пи­ны, Ин­до­не­зия и другие.

Наи­боль­шее зна­че­ние для раз­ви­тых стран, где пре­об­ла­да­ет при­ток внеш­них ми­гран­тов, име­ет им­ми­грационная по­ли­ти­ка, не­су­щая мощ­ный со­ци­аль­ный за­ряд. Сре­ди её мер наи­бо­лее важ­ны пра­ви­ла, ус­та­нов­лен­ные для тру­до­вых ми­гран­тов и ре­гу­ли­рую­щие ми­гра­цию ра­бо­чей си­лы иностранных гра­ж­дан, при­ез­жаю­щих в стра­ну для временные ра­бо­ты или на по­сто­ян­ное ме­сто жи­тель­ст­ва.

Кон­суль­та­ции пра­ви­тель­ст­вам по миграционной политике ока­зы­ва­ет МОМ, ко­то­рая стре­мит­ся обес­пе­чить гу­ман­ное и упо­ря­до­чен­ное управ­ле­ние ми­гра­ци­ей, её ре­гу­ли­ро­ва­ние; она спо­соб­ст­ву­ет раз­ви­тию ме­ж­ду­народного ми­грацтонного за­ко­но­да­тель­ст­ва как ос­но­вы ми­грационной по­ли­ти­ки.

В Рос­сии миграционная политики про­во­дит­ся на ос­но­ве ме­ж­ду­народного пра­ва и национальной нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зы; в 1992 году Рос­сия при­сое­ди­ни­лась к Кон­вен­ции ООН по бе­жен­цам 1951 года и про­то­ко­лу к ней 1967 года.

Про­бле­мы, свя­зан­ные с не­доб­ро­воль­ной ми­гра­ци­ей по­сле рас­па­да СССР, не ре­ше­ны пол­но­стью; для их умень­ше­ния в 1996 году Уп­рав­ле­ни­ем Вер­хов­но­го ко­мис­са­ра ООН по де­лам бе­жен­цев про­во­ди­лась спец. кон­фе­рен­ция СНГ по проб­ле­мам бе­жен­цев и ми­гран­тов.

Об­щее на­прав­ле­ние российской миграционной политики свя­за­но с со­кра­ще­ни­ем на­се­ле­ния тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та с 2007 года.

Ре­гу­ли­ро­ва­ние ми­гра­ции иностранной ра­бо­чей си­лы в рам­ках СНГ, других ин­те­гра­ци­он­ных объе­ди­не­ний на пост­со­вет­ском про­стран­ст­ве осу­щест­вля­ет­ся на ос­но­ве дву­сто­рон­них со­гла­ше­ний меж­ду РФ и другими стра­на­ми.

В ян­ва­ре 2007 года всту­пил в си­лу за­кон «О ми­гра­ци­он­ном учё­те ино­стран­ных гра­ж­дан и лиц без гра­ж­дан­ст­ва в РФ» (2006 год), ко­то­рым бы­ли ус­та­нов­ле­ны кво­ты в объ­ё­ме 6,3 миллионов человек из без­ви­зо­вых стран и вве­де­на уп­ро­щён­ная про­це­ду­ра вы­да­чи раз­ре­ше­ний на ра­бо­ту.

Дей­ст­ву­ют за­ко­ны «О по­ряд­ке вы­ез­да из РФ и въез­да в РФ» (1996 год) и «О пра­во­вом по­ло­же­нии ино­стран­ных гра­ж­дан в РФ» (2002 год). Разработана кон­цеп­ция государственной миграционной политики РФ (2011 год). В 2003 году пра­ви­тель­ст­во одоб­ри­ло Кон­цеп­цию ре­гу­ли­ро­ва­ния ми­грационных про­цес­сов, а в дей­ст­вую­щей Кон­цеп­ции де­мо­гра­фической по­ли­ти­ки РФ на пе­ри­од до 2025 года ре­гу­ли­рование внут­рен­ней и внеш­ней ми­гра­ции рас­смат­ри­ва­ет­ся как часть де­мо­гра­фической по­ли­ти­ки.

С но­ября 2002 года вве­де­ны ми­гра­ци­он­ные кар­ты для учё­та въез­жаю­щих на тер­ри­то­рию Рос­сии ино­стран­цев.

С 2007 года осу­ще­ст­в­ля­ет­ся фе­де­раль­ная про­грам­ма пе­ре­се­ле­ния со­оте­че­ст­вен­ни­ков, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой ре­гио­нам пре­дос­тав­ля­ют­ся до­та­ции в за­ви­си­мо­сти от их эко­но­мического и гео­гра­фического по­ло­же­ния, а субъ­ек­ты РФ раз­ра­ба­ты­ва­ют свои про­грам­мы пе­ре­се­ле­ния.

Ин­те­рес субъ­ек­тов к ин­те­гра­ции ми­гран­тов в ре­гио­наль­ное со­об­ще­ст­во слаб, а объ­ём ми­гра­ции не­ве­лик.

При ра­ди­каль­ных из­ме­не­ни­ях по­ли­ти­ки по от­но­ше­нию к внеш­ней ми­гра­ции в хо­де ры­ноч­ных пре­об­ра­зо­ва­ний ре­гу­ли­ро­ва­ние внутренней ми­гра­ции всё ещё от­ста­ёт от тре­бо­ва­ний сво­бод­но­го рын­ка — со­хра­ня­ет­ся раз­ре­ши­тель­ный ха­рак­тер ре­ги­ст­ра­ции гра­ж­дан по мес­ту жи­тель­ст­ва, су­ще­ст­ву­ют ус­ло­вия по её ог­ра­ни­че­нию, пре­ж­де все­го в круп­ных го­ро­дах.

В миграционной политике в XXI веке всё боль­шее зна­че­ние как для раз­ви­тых, так и для раз­ви­ваю­щих­ся стран при­об­ре­та­ют точ­ность, пол­но­та ин­фор­ма­ции и при­об­щён­ность ми­гран­тов к ней, раз­ви­тие ми­грационной ста­ти­сти­ки, пре­ж­де все­го её стан­дар­ти­за­ция, и об­мен дан­ны­ми ме­ж­ду стра­на­ми как ус­ло­вие эф­фек­тив­но­го ме­ж­ду­народного (меж­го­су­дарственного) со­труд­ни­че­ст­ва.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние ми­гра­ци­он­ных про­цес­сов в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. М., 2002
  • Ан­д­ри­чен­ко Л.В., Еле­он­ский В.О., Хаб­рие­ва Т.Я. О кон­цеп­ции раз­ви­тия ми­гра­ци­он­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции // Жур­нал рос­сий­ско­го пра­ва. 2003. № 4
  • Ав­то­но­мов А.С., Гав­ри­ло­ва И.Н. За­да­чи ми­гра­ци­он­ной по­ли­ти­ки в Рос­сии // Ми­гра­ция в со­вре­мен­ной Рос­сии: со­стоя­ние, про­бле­мы, тен­ден­ции. М., 2009
  • Пост­со­вет­ские транс­фор­ма­ции: от­ра­же­ние в ми­гра­ци­ях / Под ред. Ж.А. Зай­онч­ков­ской, Г.С. Вит­ков­ской. М., 2009
  • Ни­коль­ская Г.К. Им­ми­гра­ци­он­ная по­ли­ти­ка США в ус­ло­ви­ях гло­баль­но­го кри­зи­са // Труд за ру­бе­жом. 2009. № 1

Для чего существует миграционная политика?

Основной задачей миграционной политики является учет иностранных граждан, прибывающих в страну, контроль их деятельности и легализация. Трудовая миграция является наиболее важным направлением, позволяющая государству решать проблему нехватки квалифицированной рабочей силы.

Читайте также:  Польша - обзор страны для иммиграции

Сущность и цели миграционной политики

Государственная миграционная политика осуществляется в двух направлениях:

  • эмиграционная – регулирует нормы и правила для выезжающих из страны;
  • иммиграционная – решает вопросы прибывающих в страну иностранцев.

В основном, миграционная политика – это система норм и правил, принятых государством для осуществления контроля над присутствием и деятельностью иностранных граждан. Она призвана:

  • защищать интересы граждан своей страны;
  • ограничить приток рабочей силы из-за рубежа;
  • обеспечить защиту прав мигрантов;
  • регулировать права на проживание и получение гражданства.

Миграционная политика также определяет, в каком количестве и какой квалификации нужна иностранная рабочая сила на данный момент. Как правило, большинство стран дает разрешение на пребывание на своей территории мигрантам, имеющим контракт с официально зарегистрированной компанией. В этом случае сроки проживания ограничиваются сроками действия трудового договора.

В разных странах существуют различные миграционные проблемы, как следствие этого, цели миграционной политики и пути их достижения тоже различны.

Выделяют следующие цели:

  • создание и стабилизация постоянного состава населения;
  • привлечение высококвалифицированных специалистов, крупных инвесторов;
  • обеспечение рабочей силой объектов в районах нового освоения;
  • повышение миграционной активности коренного населения;
  • сдерживание притока мигрантов на перенаселенные территории;
  • увеличение фактической численности населения.

В соответствии с демографическими целями миграционная политика решает три стратегические задачи:

  1. Контроль масштабов и состав мигрантов, прибывающих в страну; управление потоками мигрантов в соответствии с геополитическими интересами государства; создание благоприятных условий для совместного проживания на одной территории местного населения и мигрантов.
  2. Формирование миграционных программ для регулирования различных видов миграции. Меры воздействия могут быть как стимулирующими, так и сдерживающими миграционную активность, соответствующую национальным интересам государства.
  3. Постоянная деятельность государственных органов, которые осуществляют регулирование миграционных процессов.

Основными механизмами реализации такой политики являются:

  • универсальное миграционное законодательство;
  • единая классификация категорий мигрантов;
  • федеральная и региональная ответственность за решение проблем, связанных с миграцией;
  • система экономических и административных мер государственного регулирования миграционных потоков;
  • система мер поддержки вынужденных категорий мигрантов;
  • эффективное использование федеральных и региональных бюджетных средств на решение проблем отдельных категорий мигрантов;
  • привлечение внебюджетных источников финансирования миграции.

Стратегически важно выстроить правильную политику по вопросам миграции, чтобы исключить негативные последствия для коренного населения и международного авторитета государства.

Типы миграционной политики

Существует несколько типов политики государства в отношении миграции.

Полное исключение

Миграционная политика направлена на закрытость страны. Опыт показал, что такая модель неэффективна в условия современной глобализации мировых процессов.

В ряде стран миграционная политика очень жесткая, оформление документов не гарантирует получение разрешения на въезд. К таким государствам относятся Афганистан, КНДР, Куба, Непал, Сомали, Туркменистан.

Сегрегация

Эта модель характерна для государств, нуждающихся в дополнительных трудовых ресурсах. Мигранты приезжают в страну по временному контракту на работу, а по окончании его – уезжают. Они не получают гражданства, социальные пособия, не имеют избирательного права. Установленные сроки пребывания, отсутствие гражданских прав мигрантов способствуют стабильной обстановке в государстве.

Но эта модель оказалась также неэффективной. Работодатели несли расходы, связанные с постоянной сменой иностранных работников – прежде всего, затраты на обучение и получение опыта работы. В некоторых странах правительство пошло на уступки, постоянные работники стали получать вид на жительство.

Политическая ассимиляция

Принимающие государства создают благоприятные условия для быстрого получения мигрантами нового гражданства. В рамках этой модели идентичность новых граждан определяется национальным политическим устройством принимающей страны, а не этническим и религиозным происхождением.

Государство формально не признает этнические различия и не учитывает их в своей политике. От мигранта требуется – хорошее знание языка, культуры страны пребывания, следование государственным законам и правам.

Эта политика также малоэффективна. Игнорирование проблем мигрантов привело к их радикализации, образованию целых районов в городах с этническими группами, возникновению преступных группировок. Попытки ликвидации таких группировок расцениваются как расизм.

Мультикультурализм

В основе модели лежит принцип принятия иммигрантов с сохранением их культуры и идентичности. Приезжие пользуются всеми правами коренного населения и перенимают только основные культурные ценности.

Эта модель подразумевает принятие не только самого мигранта, но и его семьи. Дети, рожденные от иностранцев, получивших гражданство, становятся гражданами страны. Эта политика вызывает большой общественный резонанс и недовольство коренного населения.

Социальная интеграция и культурно-языковая адаптация

Это современная модель интеграционной политики, которая использует опыт мультикультурализма, но позволяет избежать его крайностей, ведущих к расколу в обществе.

В рамках этой модели три основных составляющих:

  1. Политико-правовая – либерализация правил получения гражданства и улучшение правового положения иностранцев; антидискриминационная политика (разработка законодательства, создание комиссий по защите прав человека в связи с его этнической принадлежностью или принадлежностью к другим меньшинствам); политическая интеграция мигрантов (предоставление избирательного права).
  2. Социально-экономическая – правительственные программы в сфере занятости; адаптация системы образования (языковая подготовка трудовых мигрантов и членов их семей); социальные программы адаптации и обустройства вынужденных мигрантов (жилищная политика, здравоохранение, социальное обеспечение).
  3. Культурно-религиозная – обеспечение мигрантам права на культурную автономию (изучение родного языка, сохранение национальных традиций).

Во многих странах в настоящее время осуществляется переход от политики мультикультурализма к современной политике социальной интеграции. Государствами ведется поиск наиболее сбалансированного варианта, который устраивает коренное население и учитывает потребности мигрантов:

  • решение социально-экономических проблем, что должно исключить накопление конфликтного потенциала в обществе;
  • введение интеграционных мер, за неисполнение которых мигрантам могут грозить санкции (это принудительная интеграция на языковой, культурной и ценностной основе);
  • улучшение правового положения мигрантов, включающих либерализацию правил получения гражданства и борьбу с дискриминацией;
  • ориентация на содействие к межэтническому и межрелигиозному диалогу.

Основные инструменты миграционной политики

Инструменты миграционной политики представляют свод правил и набор методов, призванных контролировать процесс миграции. Они призваны защитить коренное население страны от преступности, нелегалов, террористических актов.

Каждое государство подбирает свои методы и инструменты для реализации миграционной политики, накладывает запреты и ограничения, стимулирует или ограничивает поток мигрантов для решения собственных задач.

Основными ограничительными методами являются:

  • Прямое ограничение рабочей силы (государство выставляет квоты на прием мигрантов).
  • Ограничение времени пребывания в стране.
  • Особые требования к трудовым мигрантам: профессиональная квалификация, возрастной ценз, состояние здоровья, отсутствие судимости. Сюда же можно отнести запреты на определенные профессии, которыми запрещено заниматься иностранцем, в соответствии законодательством.
  • Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные страны для иммиграции (реализуется путем выдачи квот на трудоустройство мигрантов конкретных стран).
  • Система санкций для незаконно-трудящихся мигрантов, а также работодателей, незаконно использующих труд мигрантов, и лиц, занимающихся незаконным ввозом рабочей силы.

Миграционная политика ужесточается. Но возникают новые способы и каналы нелегальной миграции. Мигранты задерживаются на территории принимающей страны дольше положенного срока, соглашаются на низкооплачиваемую работу, занимаются нелегальной трудовой деятельностью, создают преступные группировки, дестабилизируя политическую и экономическую ситуацию в стране пребывания.

  • Миграционная ситуация выдвинула новые внутренние и внешние задачи в сфере регулирования миграционных процессов.
  • Во внешней сфере решаются задачи: привлечение трудовых мигрантов, соблюдение их прав, развитие сотрудничества с международными и межправительственными организациями в целях борьбы с незаконной миграцией.
  • Во внутренней сфере ведется: разработка эффективных механизмов перераспределения потоков миграции с учетом геополитических интересов стран, формирование условий для адаптации вынужденных мигрантов, создание системы мер по сдерживанию внезапных массовых недобровольных миграций населения.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *