Парадоксально, но Вторая мировая война , вопреки ожиданиям, не способствовала укреплению могущества «старой доброй» Англии. Ее лучшие времена явно остались в далеком прошлом. Обанкротившиеся лондонские политики не могли скрыть разочарования. Для южноафриканского общества война стала причиной еще большего раскола.
Если англо-африканцы целиком и полностью были на стороне метрополии, то черные и цветные жители Союза вели себя совершенно апатично. А для африканеров (которые особого рвения к разгрому фашизма не проявляли) ослабление Британской Империи стало настоящим подарком. За какие-то три года они сумели сплотиться и прийти к власти.
1956, белые дети в пруду только для белых детей.
Надо отметить, что и в военное время африканеры продолжали отстаивать свои интересы. Стычки между англичанами и африканерами проходили и в парламенте.
В 1941 году состоялся Национальный конгресс африканеров, который принял «декларацию от имени народных организаций» и «Проект конституции республики». «Фольксконгресс» провозгласил целью выход ЮАС из войны, разрыв всех связей с метрополией и провозглашение независимой республики.
Среди участников и ораторов видное место заняли представители реформаторской церкви: Г. Кронье, Я. дю Тойт (Тотиус), Й. Стрейдом, профессор теологии Я. Грейвенштейн.
Тотиус заявил, что поскольку «расовая интеграция является греховной», постольку «оправдан апартеид». Расовая сегрегация, по мысли Тотиуса, служит отражением не только бурской традиции, но и Божественной воли.
В решениях «фольксконгресса» 1944 года было записано, что «проведение политики апартеида отвечает интересам белых и небелых южноафриканцев, причем эта политика должна строится таким образом, чтобы небелые этнические группы получили возможность развиваться в строгом соответствии со своим национальным духом, на собственной территории, с тем чтобы они могли сохранить полный контроль над своими делами».
Спустя почти полвека после поражения в Англо-Бурской войне, африканеры почувствовали себя в достаточной мере сильными, чтобы, наконец, избавиться от назойливой опеки Великобритании, которая всегда была для них не заботливой матерью-метрополией, а злой мачехой, тщетно пытавшейся удержать в своих злокозненных объятиях жирный кусок пирога – богатый ископаемыми ресурсами осколок разваливающейся Империи.
Территория белых, недалеко от Кейптауна, 1976.
Предвыборная кампания Национальной партии Милана 1948 года проходила под лозунгом введения в стране апартеида. 26 мая состоялись всеобщие парламентские выборы, в результате которых партия Малана получила 70 мест и в союзе с Африканерской партией Альберта Герцога составила парламентское большинство.
В 1948 году для дальнейшей разработки теоретических и практических основ апартеида было создано Южноафриканское бюро по изучению расовых отношений. Предложенные бюро конкретные решения тут же превращались в законопроекты, а затем и в законы.
На парламентской сессии 1949 года был принят закон о запрещении смешанных браков, который объявил противозаконными браки между белыми и небелыми.
Если же гражданин ЮАС женился или выходил замуж за пределами страны, такой брак считался недействительным.
На следующей парламентской сессии был принят закон о регистрации населения. Он предписал провести расовую классификацию населения по трем группам: европейской, цветной и африканской, причем две последние были также подразделены на этнические подгруппы.
По завершении регистрации каждому полагалось получить удостоверение личности, в котором его расовая принадлежность заверялась несмываемой печатью. Нарушение расовых границ людьми, которые были названы «маскирующимися под белых» становилось с этого момента невозможным.
Расовая принадлежность определялась по внешности человека, а также (в спорных случаях) на основании «общего мнения на этот счет».
Поправка к закону о борьбе с безнравственностью запретила внебрачные связи между белыми и небелыми (первоначальный текст закона, принятого еще в 1927 году, запрещал только связи между белыми и африканцами). Закон о расселении по расовым группам предусматривал создание расовых локаций и резерватов, в которых право землевладения и поселения закреплялось за определенной расовой группой.
1978, белым в этот вагон хода нет.
На сессии 1951 года был принят закон о властях банту. В резерватах создавались племенные, региональные и территориальные управления банту, которые назначались министром по делам туземцев. Закон о туземных строительных рабочих разрешил обучение и регистрацию африканцев как квалифицированных рабочих, но только на территориях их локаций и резерватов и для работы там.
Параллельно с этим правительство Малана приступило к реформированию системы школьного и университетского обучения. В школьных учебниках пропагандировался принцип обоснования иерархии рас. Это касалось и других детских книг по истории и географии.
Всеобщие парламентские выборы 1953 года показали, что политику правящей партии одобряет большинство граждан Союза. Даниэль Малан сохранял свой пост до 29 октября 1954 года, когда по состоянию здоровья в возрасте 80 лет вынужден был подать в отставку.
Малан предложил в качестве своего преемника кандидатуру Николаса Хавенги (он исполнял обязанности премьера до 30 ноября), но парламент настоял на более энергичном и фанатичном лидере – руководителе трансваальского отделения Национальной партии Йоханнесе Стрейдоме.
Выступая против предложения ряда идеологов о тотальном разделении, Стрейдом заявлял, что полный территориальный раздел можно принять в качестве идеала, но на практике достигнуть его нельзя, потому что десятки тысяч людей использующих рабочую силу африканцев и цветных, никогда на это не согласятся.
Законотворчество правительства Йоханнеса Стрейдома продолжало следовать по пути укрепления апартеида. На сессии 1955 года были приняты поправки к закону о туземцах, проживающих в городах. Домовладельцам было запрещено, чтобы в любом принадлежащем им доме проживало одновременно более пяти африканцев.
Кроме того, поправка дала городским властям право, в случае если они сочтут, что проживание в их городе того или иного африканца вредит спокойствию и порядку, приказать ему покинуть город в назначенный срок (мера была направлена в основном против политических агитаторов).
Поправка к закону об автобусных и трамвайных сообщениях ввела апартеид на транспорте на всех территориях ЮАС, где его до этого не было.
1986, туалет для черных, цветных и азиатских женщин.
На сессии 1957 года был принят закон о внесении изменений в законодательство о туземцах. В соответствии с ним, прекращался допуск африканцев на любое богослужение в церквах, расположенных на белых территориях.
Поправка к закону о расселении по расовым группам запретила представителям одной расовой группы вход в кинотеатры, рестораны, кафе, чайные и столовые, зарезервированные за другими расовыми группами.
Закон о борьбе с безнравственностью повысил максимальное наказание за внебрачные связи между белыми и неевропейцами до 7 лет тюремного заключения. Весьма суровое наказание грозило нарушителю закона за распространение и за хранение порнографии.
Стрейдом умер 24 августа 1958 года. Главой государства стал харизматический лидер Трансвааля Хендрик Френш Фервурд. Годы его правления можно назвать «золотой эрой апартеида».
Фервурда любили и уважали практически все белые граждане Южной Африки.
Он стал подлинным вождем единой нации, чему во многом способствовали и его благодетели – скромность, твердая вера, непримиримость к политическими экономическим дельцам.
Фервурд был последовательным сторонником создания в стране бантустанов, или национальных отечеств банту, в которых африканцы могли бы продолжать развиваться в соответствии со своими собственными национальными традициями, не испытывая соблазнов разлагающей их европейской цивилизации.
При правительстве была создана комиссия по вопросам социального и экономического развития банту, которая обосновывала необходимость переселения всех африканцев из белой зоны на отведенные им территории (они соответствовали традиционным районам племенных расселений). Подавляющее большинство туземцев эта схема совершенно устраивала. Отчасти она начала действовать еще до Фервурда.
К примеру, подобным статусом уже довольно давно пользовалась территория, примыкающая к побережью Индийского океана. Эта самая большая резервация Южной Африки именовалась Транскей. По закону 1924 года здесь было запрещено селиться белым, за исключением так называемых трейдеров, совмещавших функции продавцов, врачей и почтальонов.
При этом трейдерам было нельзя располагаться ближе, чем на расстоянии восьми километров друг от друга. К 1960 году в бантустанах проживало около 40 % африканского населения Южной Африки.
Именно на правление Фервурда пришлось начало вооруженной борьбы негритянских экстремистов.
Африканский национальный конгресс заметно активизировался еще в начале 1950х годов, но до поры до времени его действия носили лишь пропагандистский характер.
В ночь на 16 декабря 1961 года (национальный праздник в честь годовщины победы буров над войском зулусов на реке Баффало) террористы устроили серию взрывов в крупных городах страны.
Весной 1963 года были приняты решительные меры против черных террористов и их пособников. Значительно расширены права полицейских («любой полицейский может без ордера арестовать или отдать приказ об аресте любого лица, которое он с достаточным на то основанием заподозрит в совершении или намерении совершить преступление.
Успех по нивелированию террористической деятельности был очевидным. Нация полностью поддержала свое правительство, что показали выборы марта 1966 года, когда Национальная партия значительно увеличила количество своих мандатов (до 126!). Таким образом, был достигнут «социальный мир».
Идиллия рухнула 6 сентября 1966 года. Димитри Тсафендас, грек по происхождению, сумел нанести Фервурду смертельный удар ножом прямо в здании парламента. Причины, побудившие Тсафендаса совершить это преступление, остались до конца не выяснены.
Некоторые утверждали, что виной всему была невозможность брака между греком и цветной женщиной (подобные браки были, напомним, в ЮАР запрещены). Но сам Тсафендос на суде «отстаивал» другую «версию»: убить Фервурда ему якобы «приказал червь, сидящий у него в животе».
Генеральный прокурор настаивал на политической окраске преступления, однако судья Байере признал убийцу умалишенным.
Почему-то считается, что преемник Фервурда на посту премьер-министра – Балтазар Форстер – фактически ничем не отличался от своего предшественника. Апартеид якобы продолжал укрепляться, а африканцы ущемлялись в своих правах с той же настойчивостью. Период правления Форстера – это начало разложения системы апартеида.
Сразу после смерти Фервурда в недрах Национальной партии выявились противоречия между крупной африканерской буржуазией и промышленниками с одной стороны, и между фермерами – с другой.
Политически этот конфликт оформился в противостояние двух фракций, условно именуемых «ферлихте» (просвещенные) и «феркрампте» (твердые, консерваторы). Первые заявляли о том, что экономическое развитие ЮАР тормозит неблагоприятный имидж страны за рубежом, и это отпугивает потенциальных инвесторов.
Поэтому необходима либерализация, смягчение апартеида и предоставление некоторых политических прав черному большинству,
Хотя Форстер открыто не примкнул ни к одной из этих фракций, он начал предпринимать шаги, которые отвечали интересам либералов.
За 1974-1979 годы реальные доходы белых служащих центрального аппарата уменьшились на 23 %, а чиновников провинциальных органов – на 12 %. Это принуждало госслужащих массово покидать свои места и искать работу в более экономически выгодных сферах.
Соответственно, росло количество черных и цветных чиновников. К началу 1980х годов число последних достигло 65% всего государственного аппарата.
1957, все надписи на английском и африканос, парковая территория для белых и небелых.
В 1970-е годы атаки террористических сил на режим апартеида участились и приобрели перманентный характер. Внутри ЮАР рост «черного самосознания» все чаще приводил к масштабным акциям протеста, переходившим в вооруженное противостояние. Наибольшую известность получил так называемый «школьный бунт» в пригороде Йоханнесбурга Соуэто 16 июня 1976 года.
На улицы вышли тысячи перевозбужденных черных студентов и школьников, принявшихся переворачивать полицейские автомобили, поджигать лавки и магазины, убивать представителей власти (особенно жестокому насилию подвергались африканские полицейские и служащие).
Полиция была вынуждена открыть огонь по беснующейся толпе, после чего беспорядки перекинулись на территорию всего Соуэто и продолжались до конца 1976 года.
На какие бы уступки и послабления ни шло правительство Форстера, лидеры «национально-освободительных» движений не желали идти ни на какие переговоры, и лишь радикализировали свою борьбу.
В ноябре 1983 года в ЮАР прошел референдум по вопросу новой конституции. Вскоре началась работа по отмену основных законов апартеида: «О расселении по расовым группам», «О регистрации населения», «О безнравственности» и «О запрещении смешанных браков».
Тем не менее, в «прогрессивной» прессе всего мира всевозможные «борцы за права» не скрывали своего одобрения действиям террористов, при этом реальные факты переворачивались с ног на голову.
Постоянно утверждалось, к примеру, что «режим Претории» развязал в стране беспощадный террор по отношению к «несчастным неграм». О жертвах среди белых, как правило, стыдливо умалчивалось.
Эта тенденция отчасти сохранилась и до настоящего момента.
Представляется, что последние белые президенты ЮАР – Питер Бота и Фредерик де Клерк – уже задолго до катастрофических событий конца 1980-х – начала 1990х гг. перестали считать Южную Африку своим Отечеством, Показательно, что как один, так и второй предпочли эмигрировать в Швейцарию.
1971, парк для белых женщин с младенцами.
К концу 1988 года ситуация на юге континента существенно изменилась. 20 сентября 1989 года де Клерк стал президентом. Ему оставалось лишь послушно выполнить все условия, продиктованные черными расистами и «мировым сообществом». На открытии сессии парламента в феврале 1990 года он объявил о снятии запрета на деятельность АНК,
Панафриканского конгресса и коммунистической партии и о полном освобождении Манделы.
«Террорист № 1» прибыл в Кейптаун и выступил на митинге черных радикалов.
Он заявил: «Факторы, которые сделали необходимой вооруженную борьбу, все еще существуют сегодня, у нас нет другого выхода, кроме как продолжать борьбу».
Как говориться, горбатого могила исправит! Единственным фактором, который продолжал «мозолить глаза» расистам из АНК – было белое население, которое предстояло либо физически уничтожить, либо превратить в изгоев.
Чем больше правительство шло на уступки, тем агрессивнее становились террористы.
Остановить гибельный процесс было уже невозможно. Мандела добился того, чтобы в конце года члены АНК и «Копья нации» окончательно получили статус неподсудности. Хотя эти организации и отказались формально от вооруженной «борьбы», это не означало, что террор прекратился. Ведь помимо АНК в ЮАР действовал целый ряд еще более экстремистских групп. Некоторые из них вели борьбу против АНК.
Апартеид в ЮАР
Главная » ЮАР » Добавить в закладки
Апартеид – это форма политического давления в ЮАР с целью дискриминации чернокожего населения.
Понимают, как расовую сегрегацию, декларирующую раздельное существование от белых людей, в том числе проживание, работу, образование, медицину, культуру.
История рассказывает множество событий, связанных с жестоким расизмом и введением законов с лишением прав на свободу негритянского сообщества.
Создание режима апартеида в ЮАР
Начиная с позапрошлого столетия, британцы стали ограничивать свободное переселение чернокожих в район Капской Колонии и Наталя. Эти территории были экономически развитыми и там проживало большое поселение европейцев, поэтому предпочтение отдавалось только белым, иногда цветным. Такие действия стали приобретать нормальное положение вещей, и в 1912 г. разработали Земельный Акт, в котором были обозначены границы для жителей белых и черных рас. Негров постепенно отселяли подальше, в результате образовались резервации «бантустаны», слово, произошедшее от этнической африканской группы «банту». Если говорить о территории, выделенной для них, то согласно Земельному Акту – это был клочок земли, примерно 13% от всей площади ЮАР.
Одновременно с переселением, чернокожие стали терять работу или их лишали прав на квалифицированную вакансию, потом переводили на тяжелый физический труд или в обслуживающий сектор. Белые занимали привилегированную нишу, ущемляя права коренных жителей-африканцев, которые теперь довольствовались малым.
В самом начале режим апартеид был задуман в политических целях, чтобы укрепить европейское общество в стране. Политики желали владеть полной властью, искореняя взаимодействие с негритянским сообществом. Но ситуация вышла из-под контроля и перешла в повседневную жизнь. Расизм стал расти даже среди обычных людей, жители были поделены на белых африканеров и черных африканцев.
Сегодня посещая Южно-Африканские города Стелленбос, Кейптаун, Дурбан – до сих пор встречаются бедные черные кварталы, хотя в несколько метров от них отстроены современные районы с дорогими домами, где живут голландцы, британцы, французы, немцы.
Годы проведения политики системы апартеида
В рамках законодательства, система апартеида вступает в силу с 1948 года, и функционирует на открытом уровне. Во главе стоит Национальная партия с членами правления из белых, другими словами – они официально узаконили расизм в Южной Африке. Разрабатывается закон за законом, которые истребляют в европейском населении всю человечность. С того момента начинается страшная трагедия, схожая с геноцидом.
Как переехать из РФ в Южную Африку
В период политического апартеида черные жители лишаются:
- Вести предпринимательскую деятельность и какую-либо практику в «белой Южной Африке». Такая земля имела огромное значение в экономике страны, поэтому разрешалось управлять только белокожим. У черных отбиралось разрешение на работу в развитых регионах, но они могли продолжать свою деятельность в бантустанах.
- Нельзя было ездить на общественном транспорте и находиться в местах для белых, сюда входили: кафе, кинотеатры, пляжи, парки, трасса, остановки, уборочные. Дети и подростки не могли посещать учебные заведения, им разрешалось изучать только те навыки, которые пригодились бы для обслуживания белокожих или дипломатов африканцев из других стран. Недавно вышедший в кинопрокат фильм «Зеленая книга» режиссера Питера Фаррелли показывает наглядно, как это происходило на примере в США.
- Ликвидация собственности, имущества с насильственным переселением в окраины или города с отсутствием нормальных условий.
- В местах проживания негритянских семей отсутствовал водопровод и электричество. Медицинскую помощь оказывали в поликлиниках только для негров. В те годы расизм увеличил показатель смертности из-за недостатка квалифицированных врачей и необходимых медицинских инструментов в африканских резервациях.
Сторонниками апартеида было введено огромное количество законодательных актов, в том числе о безнравственности и запрете смешанных браков. Законы затрагивали не только черных, но также белых и цветных.
В случае нарушения привлекались к уголовной ответственности все независимо от цвета кожи, их отправляли в тюрьму и лишали свободы до двух лет. Со временем и цветные жители стали испытывать дискриминацию.
К их числу относят азиатские группы – китайцев, корейцев, японцев и тайванцев.
Начало борьбы против узаконенного расизма
Не все белокожие граждане ЮАР поддерживали расизм. Интеллектуальные слои населения в лице руководства университетов сопротивлялись политическому строю, и в полной мере не подчинялись. Учебные заведения продолжали принимать африканцев. К другой группе протестующих относились участники Второй мировой войны, которым пришлось столкнуться с политикой геноцида.
В то время внутри ЮАР права чернокожих защищали представители Африканского национального конгресса. Его активность была умеренной, но постепенно власть сменилась и на места спокойных лидеров пришли молодые радикалы.
Сегодня их имена знакомы всему миру – это Нельсон Мандела, Уолтер Сисулу, Лутели, Мозес Котане, Джо Слово и другие.
Под их руководством устраивались протесты, забастовки, неповиновение законам, в результате им пришлось пережить ни один арест и оправдание.
Полицейским становилось тяжелее и не удавалось контролировать обстановку в регионах. В результате произошла первая трагедия – в марте 1961 года были убиты мирные демонстранты, число жертв составило около 70 человек. Это в корне обострило ситуацию между белыми и черными.
В дальнейшем трагедия повторилась, что привело к восстанию негров во всех Южно-Африканских городах. Наступали и самые худшие времена для обычных жителей европейцев. В целях защиты местная власть узаконила ношение огнестрельного оружия для всех граждан.
В панике многие уезжали из родных краев, число белого населения в ЮАР резко сократилось и до сих пор остается низким 8%.
Массовые беспорядки усиливались, Национальная партия и Африканский национальный конгресс переступали порог большинства законов, при этом динамично развивалась гражданская преступность. Последствия привлекли внимание ООН и стран содружества.
Начались многократные переговоры, но первое время они не приводили к чему-то кардинальному, преступления по расовым признакам продолжались. Тогда в начале 70-х годов страны-участницы ООН узаконили «Международную конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказания за него». Это наделяло правом влиять на политику ЮАР международным путем.
Страны-участницы вводили санкции, препятствовали товарообороту, снижали инвестирование, не поддерживали экспорт. Ситуация приводила к социальной и экономической катастрофе.
Падение режима апартеида
Южно-Африканская Республика, получившая независимость от Великобритании 31 мая 1961 года потерпела серьезнейший упадок в экономике и финансовой стабильности. Сопротивление и амбиции со стороны черных только увеличивались, вооруженная армия постоянно вводила комендантский час. В самых заселенных районах дежурили солдаты. Главный лидер Африканского национального конгресса (АНК) Нельсон Мандела находился в тюрьме, протестующие требовали его освобождения.
Наступили 80-е и 90-е годы, когда Джордж Буш, Президент США, провозгласил кратко и понятно реформу «Новый мировой порядок». В Западном обществе началось построение демократии, искоренялся расизм и другие признаки неравенства.
Суть происходящего должно было повлиять на Национальную Партию, у которых были проблемы не только внутри ЮАР, но также началось беспощадное давление от международных партнеров. Всесторонний натиск привел экономику к критической точке. После чего в ЮАР зашумели местные политики, банковские клерки, предприниматели.
Это подтолкнуло Президента Фредерику де Клерку освободить лидера АНК и сделать ему предложение провести мирные переговоры.
Апартеид в ЮАР: становление и падение режима
В 1960 году начались протесты темнокожего населения против политики апартеида.
26 мая 1948 года на выборах в ЮАР (в то время Южно-Африканском Союзе) победила Национальная партия. С этого момента в стране на государственном уровне начала проводится политика апартеида.
Апартеид — это официальная политика расовой сегрегации, то есть принудительное разделение людей на расовые, этнические или другие группы в повседневной жизни. Апартеид имеет долгую историю.
Южно-Африканский Союз возник в 1910 году в результате объединения Капской провинции, Республики Наталь, Оранжевого свободного государства и Трансвааля. Во главе первого правительства новой британской колонии встал Бурский генерал Луис Бота.
С самых первых дней существования Южно-Африканского Союза (ЮАС) стали внедряться практики:
- сегрегации;
- расизма;
- дискриминации.
Как нарушались права?
Избирательное право темнокожих, потомков от смешанных браков и переселенцев было нарушено. Голосовать имели право лишь те, кто обладал высоким имущественным цензом. Кроме того, это правило действовало не везде. 93% избирателей составляло светлокожее меньшинство жителей Южной Африки.
Термин «апартеид» впервые публично использовал в 1917 году Южнооафриканский политик Ян Христиан Смэтс.
После Второй Мировой войны начался процесс деколонизации. Белое меньшинство опасалось потери власти. В период с 1949 по 1953 годы в стране приняли девять расовых законов.
Вопросами теории и практики апартеида занялось специально-созданное Южноафриканское бюро по изучению расовых отношений. Браки между «белыми» и темнокожим населением были запрещены.
Запрет касался и подобных браков, заключенных за границей.
Жители ЮАС получили удостоверения, в которых была зафиксировала расовая принадлежность. По акту о «регистрации» жители ЮАС делились на европейцев, темнокожих и «цветных» (не европейцы, но и не коренные жители).
Самой дискриминируемой группой были африканцы.
Они составляли около 80% населения ЮАС, а проживать должны были на 13% территории страны в особых резервациях («хоумлендах») или в бантустанах (по имени группы народов банту).
- Более 3 миллионов человек переселили в эти резервации, согнав их с мест постоянного проживания. На территорию «белых» жители резерваций допускались только для выполнения самых тяжелых и грязных работ при наличии специального разрешения.
- Совместное обучение «белых» и темнокожих детей не допускалось. Африканцам с самого раннего возраста внушалась мысль о неравенстве и о норме этого неравенства.
- Медицина для темнокожих также была отдельной. Ее уровень не шел ни в какое сравнение с медициной для «белых». Кроме того, в ряде гетто больниц не было вовсе. Политика апартеида проводилась везде: на транспорте, в сфере общественного питания, в кинотеатрах, театрах, парках, церквях. Так, например, в автобусах сидячие места были предназначены только для «белых».
Протесты
В 1960 году начались протесты темнокожего населения против политики апартеида. В город Шарпевиль 700 темнокожих вышли на улицы, требуя свободно приезжать в города без специального разрешения. В результате столкновения погибло 69 и ранено 180 протестующих.
Мировое сообщество резко осуждал политику апартеида в ЮАР. Апартеид признали преступлением против человечества. Он был официально осужден ООН.
Лидером протеста против апартеида стал Нельсон Мандела. Борец против несправедливости провел 27 лет в одиночной камере и вышел на свободу в 1990 году.
В это время президентом ЮАР был Фредерик Виллем де Клерк, который вынужден был официально отменить дискриминационные меры.
Он снял запрет на деятельность старейшей организации африканского населения ЮАР — Африканского национального конгресса.
Падение режима апартеида
Правящая элита ЮАР стала осознавать, что режим апартеида обречен из-за резкого изменения политической ситуации в мире.
25 июля 1993 года в Кейптауне произошел теракт. Четверо темнокожих ворвались в церковь Святого Иакова, убив 12 и ранив 47 человек.
Фредерик Виллем де Клерк, находясь под сильным международным давлением, дал согласие на проведение всеобщих демократических выборов. Выборы состоялись 26-29 апреля 1994 года.
Победу одержал Африканский национальный конгресс. Президентом ЮАР стал Нельсон Мандела. Период апартеида в ЮАР завершился.
- Почему политик не может говорить «Вы пиаритесь»
- Христианин и две политики
Поскольку вы здесь…
… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.
Правмир работает уже 16 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.
Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!
Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen
Падение режима апартеида в ЮАР
Самая развитая страна Африки — Южно-Африканский Союз в 1961 г. вышел из Британского содружества и был переименован в Южно-Африканскую Республику. Там еще в 1948 г. к власти пришла африканерская (бурская) Националистическая партия, провозгласившая апартеид государственной политикой.
Основной задачей апартеида («разделение, обособленное, раздельное существование, развитие»), его целью было помешать смешению рас. Националисты использовали идеи кальвинизма о предопределении: у каждой расы своя судьба, особый путь развития и образ жизни. Ассимиляция, смешение с другой расой — грех, особенно гибельный для «высшей», белой расы.
Неприкрытый расизм был возведен в ранг государственной политики.
В течение 50-х п. ХХ в. происходит объединение усилий ведущих антирасистских организаций, меняется характер крупнейшей организации цветного населения — Африканского национального конгресса (АНК). С начала 60-х п. ХХ в. В стране усилился террор, применялись все более жесткие репрессивные меры. В конце 1961 г.
в ЮАР возникла подпольная организация «Копья нацию> для ведения вооруженной борьбы. Один из лидеров Африканского национального конгресса Н. Мандела возглавил подполье АНК В 1963 г. его вместе с некоторыми другими лидерами антирасистского движения арестовали и приговорили к пожизненному заключению.
В 70-е п. хх в. все крупные промышленные центры ЮАР были охвачены забастовочным движением. Участники стачек, кроме экономических требований, выражали и политические; протест против расовой дискриминации поддержали все категории цветного населения, некоторые группы белого населения, особенно студенты. Апартеид был осужден общественностью всего мира.
В июне 1976 г. в африканском пригороде Йоханнесбурга Соуэто начались волнения, затем охватившие все крупные промышленные центры ЮАР. После восстания в Соуэто усиливается авторитет АНК. Мандела стал символом всего освободительного движения ЮАР. К середине 80-х гг. ХХ в. происходит объединение антирасистского движения на платформе АНК. Проходит несколько крупных антирасистских кампаний.
С февраля 1989 г. президентом ЮАР становится Ф. де Клерк, представитель нового поколения, убежденный в необходимости ликвидации режима апартеида. Правительство освободило лидеров АНК, а в 1990 г. начало переговоры с руководством АНК Всеобщие выборы 1993 г. позволили АНК занять ведущую роль в государстве. Президентом ЮАР стал Мандела.
Чёрно-белый мир. Как в Африке "понаехавшие" апартеид строили
Первоначально территория Южной Африки заселялась голландскими колонистами, которые и составляли большинство белых поселенцев в регионе. Однако на рубеже XVIII—XIX веков англичане захватили колонию и формально она стала английской.
Англичане стимулировали переселение своих подданных на африканский континент, из-за чего у них стали возникать стычки с уже жившим там на протяжении нескольких поколений местным населением из числа голландских колонистов, получивших название «буры».
В конце концов под административным натиском англичан буры стали продвигаться в глубь континента, создав свои независимые государственные образования.
В конце XIX века в Южной Африке нашли богатые месторождения золота и алмазов, что вызвало две англо-бурских войны. К первой англичане оказались плохо готовы и проиграли, но во второй взяли реванш. В результате все южноафриканские колонии и бурское государство были объединены в единый Южноафриканский союз, ставший доминионом Британской империи.
Это объединение привело к появлению двух влиятельных партий: Южноафриканской, которая в основном состояла из английских переселенцев и ориентировалась на Британию, и Национальной партии, которая исповедовала доктрину африканерского национализма.
Африканеры традиционно противопоставляли себя английским колонистам, поскольку вели происхождение от самых первых белых поселенцев в Африке. Отличались они как по языку (африкаанс ближе к голландскому), так и этнически (африканеры происходили от голландских и французских протестантов). Кроме того, среди белого населения африканеры были большинством.
Становление апартеида
В мае 1948 года к власти в Южной Африке пришла Национальная партия, ориентировавшаяся на африканерское большинство. С этого момента влияние англичан стало падать, и противоречия между доминионом и метрополией дошли до такой степени, что в начале 60-х годов Южная Африка провозгласила независимость и вышла из состава Британского содружества.
Среди лидеров Национальной партии было немало активистов Брудербонда (Братства африканеров) — тайной (поначалу) организации, стоявшей на позициях радикального африканерского национализма и выступавшей за независимость Южной Африки от Британии.
В годы Второй мировой войны Брудербонд симпатизировал нацистской Германии и государствам Оси, рассматривая их как самых могущественных противников Британии.
Практически все южноафриканские лидеры начиная с 1948 года были активными членами Брудербонда.
С конца 1940-х годов южноафриканское правительство принимает целую серию сегрегационных законов, которые и стали основой политики апартеида. Первым делом было проведено расовое размежевание населения. Раса в обязательном порядке указывалась в документах, и принадлежность к той или иной расовой группе существенно облегчала или, наоборот, усложняла жизнь.
Расовых групп оказалось три: белые, чёрные и цветные. Любопытно, что в США, где в то же время ещё существовала сегрегационная система, никаких различий между оттенками кожи не делалось и цветными именовались все темнокожие американцы.
Но в ЮАР цветных, или, как их ещё называли, коричневых, африканцев чётко отличали от банту (так именовали темнокожее население). Цветными считались мулаты, происходившие от браков первых голландских колонистов с африканцами.
Они, как правило, говорили на африкаансе, в полной мере усваивали культуру европейских переселенцев, были грамотны и придерживались протестантизма.
Цветные подвергались меньшей дискриминации, чем банту, но не имели всех прав белых граждан.
Смыслом апартеида было не преследование чернокожего населения, а тотальное изолирование друг от друга расовых групп. Белые жили только вместе с белыми, цветные — с цветными, банту — с банту. Весь госаппарат работал на то, чтобы расовые группы не пересекались друг с другом.
Запрещались межрасовые браки и даже межрасовые сексуальные контакты. Вся страна делилась на области, каждая из которых отводилась определённой расовой группе и остальные не должны были там находиться, кроме как по работе или делам чрезвычайной важности.
Для белых и чёрных были раздельные пляжи, отдельные автобусы, разные больницы, школы и университеты, кладбища, парки и различные места досуга. Белых лечили, учили и обслуживали только белые, чёрных — только чёрные, цветных — цветные.
Если белый предприниматель нанимал на работу чернокожих, он обязан был оплачивать строительство жилья для них. Закон о строительстве жилья для рабочих имел две стороны медали.
С одной стороны, он гарантировал жильё бедным рабочим из числа банту, с другой стороны, это были дополнительные издержки для нанимателей, которые не каждый из них был согласен нести, в результате чего нанимать работников из числа банту было не очень выгодно.
Международное давление
По мере принятия всё новых дискриминационных законов африканское правительство вызывало всё большее недовольство остальных мировых держав. По всему миру происходили процессы деколонизации и расширения прав национальных меньшинств, а ЮАР двигалась в противоположном направлении.
В периоды разрядки, когда США и СССР приходили к компромиссу, главным мировым злодеем становилась ЮАР, которую одинаково бичевали как коммунисты («за фашизм и реакционность»), так и капиталисты («за нарушение прав человека и расовую дискриминацию»).
Африканеры оправдывались тем, что не преследуют никого по расовому признаку.
Они указывали на то, что сегрегация только лишь разделяет расы ради сохранения их традиций, а не дискриминирует, поскольку разрешения и запреты в равной степени касаются всех.
Они утверждали, что чернокожее население имеет своё самоуправление, что больницы, школы и университеты для них финансируются из бюджета, что белые платят даже большие налоги, чем банту.
Однако это мало убеждало мировое сообщество, и ЮАР превратилась в страну-изгоя. По линии ООН было наложено эмбарго на любые поставки оружия в республику.
ЮАР была полностью изолирована на международном уровне. Начиная с 1960 года ни один иностранный лидер государства не посетил страну, а южноафриканских лидеров приняли лишь в трёх странах. Из числа более-менее развитых государств отношения с ЮАР поддерживали только Израиль, Тайвань, Чили и Южная Корея.
Хотя торговые контакты ЮАР с европейскими странами и Америкой практически не прерывались до 80-х годов, спортивное, военное, культурное и образовательное сотрудничество было практически полностью прекращено. Во второй половине 80-х стали сворачиваться и торговые отношения, США и Великобритания фактически объявили ЮАР эмбарго, сократив контакты местного бизнеса с республикой.
Изоляция не устраивала власти ЮАР, и они пошли на весьма хитрый ход, чтобы избавиться от подозрений в расизме.
Бантустаны
Создание бантустанов теоретически могло позволить ЮАР избежать обвинений в расизме и апартеиде.
Это были полностью самоуправляемые регионы компактного проживания народа банту. С целью ограничения переселения чернокожего населения в города для белых власти ЮАР приняли специальный закон о перемещении предприятий в приграничные с бантустанами области, что позволяло нанимать на работу жителей резерваций, но при этом закрывало им доступ в города.
В перспективе многие бантустаны превратились из автономных регионов в независимые государства. ЮАР официально признала их в качестве независимых стран, установила дипломатические отношения. Смысл этой хитрой акции заключался в следующем: все чернокожие жители бантустанов лишались гражданства ЮАР и получали гражданство своего бантустана.
В них существовало самоуправление, проводились свои выборы, и всё это формально позволяло ЮАР считать чернокожих иностранными рабочими и, соответственно, регулировать их миграцию системой квот и ограничений. Поскольку ограничения на иностранную рабочую силу не осуждаются мировым сообществом, власти ЮАР рассчитывали подобным образом избавиться от обвинений в расизме.
Первый получивший независимость бантустан — Транскей возглавил племянник Нельсона Манделы, который к тому времени уже считался в мире символом борьбы с апартеидом. Более того, Транскей первым делом разорвал дипломатические отношения с ЮАР, продемонстрировав, что он — серьёзное независимое государство, а не фикция.
Но мировые лидеры в это не поверили. Независимость ни одного бантустана не была признана ни одним мировым государством. При этом некоторые бантустаны оказались весьма богатыми государствами и в дальнейшем наотрез отказывались возвращаться в ЮАР при Манделе.
Однако большинство бантустанов оказались неблагоприятными местами с низким уровнем жизни. Этому способствовала и коррупция местных чернокожих элит, и их невысокая управленческая квалификация, и отсутствие развитых производств во многих бантустанах, где могло бы работать местное население.
Конец апартеида
Система апартеида в результате упёрлась в тупик. С одной стороны, после падения СССР ЮАР оказалась главным злодеем на международной арене. С другой стороны, население бантустанов стремительно радикализировалось.
В бантустанах был переизбыток неквалифицированной рабочей силы. В их среде стали появляться радикальные лидеры, которые выступали уже не за борьбу за равноправие, а с позиций чёрного расизма, призывая убивать белых угнетателей.
Всё это привело к тому, что в начале 90-х начался демонтаж системы апартеида по согласию белой элиты ЮАР. С 1994 года власть принадлежит Африканскому национальному конгрессу. Демонтаж апартеида сопровождался всплеском насилия — как криминального, так и совершённого по мотивам расовой ненависти. Тем не менее гражданской войны удалось избежать.
Большинство бантустанов согласились добровольно вступить в состав ЮАР, хотя некоторые богатейшие из них пришлось возвращать при помощи армии.
Спустя 23 года после окончательной отмены апартеида ЮАР является противоречивым государством. С одной стороны, она унаследовала весьма развитую экономику и до сих пор является самой развитой страной на континенте. С другой стороны, высококвалифицированные работники из числа белых покидают страну, за 30 лет их доля в населении страны сократилась более чем вдвое.